Первые Олимпийские игры состоялись в 776 – м году до н.э. в Олимпии. Олимпия – городок, расположенный в Южной Греции, добирались туда морем или сухопутными дорогами. Приезжали сотни участников и тысячи зрителей изо всех полисов Эллады, включая колонии.
На знаменитых Олимпийских играх состязались в силе и ловкости борцы, бегуны, метатели копий и дисков, кулачные бойцы, прыгуны. Игры проводились один раз в четыре года в самый разгар лета. На время Олимпийских игр запрещались войны между враждующими греческими полисами.
В год Олимпийских игр глашатаи разносили по городам Эллады радостную весть: «Все в Олимпию! Священный мир объявлен, дороги безопасны! Да победят сильнейшие!»
В состязаниях могли участвовать все свободные греки: бедные и богатые, знатные и незнатные. Однако женщинам запрещалось присутствовать даже в роли зрительниц. Олимпийские игры были посвящены Зевсу: это был чисто мужской праздник. Рассказывали, что одна смелая гречанка, надев мужскую одежду, тайно проникла в Олимпию, чтобы взглянуть на выступление сына. Когда юноша победил, его мать в восторге бросилась к нему, и все поняли, что перед ними женщина. Несчастную должны были казнить, но из уважения к ее сыну – победителю помиловали.
Почти за год до начала игр все участники обязаны были приступить к тренировкам в своем родном городе. День за днем десять месяцев подряд неустанно упражнялись атлеты (участники состязаний, люди крепкого телосложения, силачи). А ровно за месяц до открытия игр им надлежало прибыть в Южную Грецию и там поблизости от Олимпии продолжить подготовку. Участникам игр обычно становились зажиточные люди. Бедняки не могли тренироваться долгими месяцами.
Олимпийские игры продолжались пять дней.
В первый день атлеты приносили жертвы богам, давали клятву бороться честно. Судьи клялись выносить справедливые решения. Следующие три дня отводились состязаниям.
Большинство состязаний проходило на стадионе. Места зрители занимали с ночи. Однажды какой – то старик опоздал и никак не мог найти себе место. Казалось, никто не замечал его. Но вот он приблизился к той части стадиона, где сидели спартанцы. Все они дружно встали, чтобы уступить место пожилому человеку. И тут весь стадион стал хлопать в ладоши, одобряя поступок спартанцев. Старик же произнес: «Все эллины знают правила приличия, но следуют им только спартанцы».
Одно из главных состязаний – пятиборье начиналось с бега. Атлеты выступали обнаженными. Встав на дорожке друг против друга, они ждали сигнала. Того, кто, не дождавшись, раньше времени срывался с места, судья больно бил хлыстом.
Затем состязались в прыжках в длину. Для усиления толчка атлеты пользовались гирями. Отталкиваясь от земли, прыгун резким движением выбрасывал вперед руки, в которых были зажаты гири.
Метания копья и диска были третьим и четвертым видом состязаний в пятиборье. Пятым состязанием была борьба, где проявлялись сила и ловкость атлетов. Борцы использовали подножку, захваты рук и шеи. В начале схватки они стремились вывалять друг друга в пыли, чтобы намазанное оливковым маслом тело стало менее скользким и легче было сделать захват. Для победы требовалось, чтобы упавший противник трижды коснулся земли плечом, бедром или спиной.
Интерес зрителей на Олимпийских играх также вызывали кулачный бой, бег с оружием и другие состязания.
Захватывающим зрелищем были гонки колесниц. Они устраивались на ипподроме. По сигналу трубы возничие взмахивали кнутами, и колесницы, запряженные четверками коней, устремлялись вперед.
Участвовали в гонках только очень богатые греки: иметь беговых лошадей стоило дорого. При этом владелец упряжки мог сам не управлять ею, а нанять возничего. Но если кони приходили первыми, то именно ему, а не возничему присуждалась победа.
На гонках колесницы должны были двенадцать раз обогнуть ипподром. В двух местах ипподрома, имевшего овальную форму, стояли поворотные столбы. Чтобы сократить расстояние, каждый возничий стремился на повороте проехать как можно ближе к столбу. Нередко колесница, задев за столб, переворачивалась, а сзади напирали соперники. Колесницы сталкивались, возничие получали увечья и раны.
В пятый, заключительный день игр перед храмом Зевса ставили стол из золота и слоновой кости. На нем лежали награды – венки из ветвей оливы. Победители один за другим подходили к главному судье, который возлагал на их головы наградные венки. Глашатай объявлял имя атлета и называл его родной город. А зрители восторженно кричали: «Слава победителю!»
Когда победитель возвращался домой, все горожане выходили ему навстречу. Атлет в пурпурной одежде подъезжал на колеснице к главному храму, где приносил свой венок в дар богам. Победителю родной город ставил статую и до конца жизни кормил его бесплатным обедом.
Лучшие атлеты Греции участвовали в состязаниях восьми, а то и девяти Олимпийских игр. По словам древнего писателя, они рассматривали состязания как подготовку к войне, а войну как подготовку к состязаниям.
Слава об Олимпийских играх и выдающихся атлетах пережила века.
Владимир Алексеевич Громов
(1929-1999)
Под сенью Пушкина (фрагменты)
"Земли чудесный посетитель"
Писатель, критик, журналист, краевед, педагог, известный литературовед, профессор, горячий пропагандист русской литературы и культуры, В. А. Громов органически связан с орловском почвой рождением, воспитанием, всей своей трудовой жизнью.
Он родился в деревне Ивановка Свердловского (ныне - Глазуновского) района в семье крестьянина. Ребенком он пережил тяжелые годы фашистской оккупации, незаконный арест отца, познал тяготы сельского труда. С 1948 года учился в Орловском учительском, затем - педагогическом институте, который окончил в 1952 году, а с 1955 по 1958 был аспирантом Института русской литературы (Пушкинский Дом) АН СССР в Ленинграде. Именно там он научную школу академика М. П. Алексеева, давшую и основы, и направление дальнейшему творческому росту и всей его деятельности.
Свой трудовой путь В. А. Громов начал в Глазуновской средней школе учителем русского языка и литературы в 1950 году, затем в течение десяти лет работал заместителем директора музея И. С. Тургенева по научной части, а с 1964 года и до своего последнего дня был преподавателем ОГПИ-ОГУ.
Печататься В. А. Громов начал в 1950 году в орловских газетах, затем в местном, Приокском книжных издательствах, в издательстве "Наука", "Художественная литература" и др. Он автор книг "Писатели-орловцы" (Орел, 1961), "3дравствуй, город Тургенева!", "Предания Бежина луга", "Добрый великан", изданных в Приокском книжном издательстве в Туле - соответственно - в 1967, 1969 и 1974 гг., монографий "Писатель и критика" (Тула, 1986), "Месяц в столицах" (Орел: "Вешние воды", 1995), "Под сенью Пушкина" (Орел: "Вешние воды", 1999). Ему принадлежит также около двухсот научных статей, более пятисот словарных статей для готовящейся в ИРЛИ Тургеневской энциклопедии, множество газетных публикаций. В. А. Громов - лауреат Тургеневской премии Орловского отделения Союза журналистов (1968), всероссийской литературной премии имени Н. М. Карамзина "За отечествоведение" (1995), заслуженный работник культуры России, член Союза писателей (с 1970 г.).