Мировоззрение летописцев - первых историков - было религиозным. История государства и общества истолковывалась как осуществление божественного замысла, воздаяние людям за добродетели и наказание за грехи. В летописях история государства тесно переплетена с религией - христианством. Возникновение государства связано с принятием христианства в Киеве в 988 году, а затем с перенесением религиозных и государственных центров во Владимир (местонахождение митрополита) , в Москву (местонахождение митрополита и патриарха) . С этих позиций история общества рассматривалась как история государства, основой которого являлось христианство - православие. Расширение государства и распространение христианства были неразрывно связаны друг с другом. Со времен летописцев историческая традиция стала делить население Восточной Европы и Сибири на "наших" - православных и "ненаших" - иноверцев.
Мысль об особом пути России, отличном от западных и восточных стран, была сформулирована на рубеже XV-XVI вв. старцем Елеазарова монастыря Филофеем - это было учение "Москва - Третий Рим". Согласно этому учению, Первый Рим - Римская империя - пал в результате того, что его жители впали в ересь, отказались от истинного благочестия. Второй Рим - Византия - пал под ударами турок. "Два Рима пали, а третий стоит, четвертому не бывать", - писал старец Филофей. Отсюда становилась ясной мессианская роль России, призванной сохранить истинное христианство, утраченное в других странах, указать путь развития всему остальному миру.
В XVIII веке российские историки под влиянием западных историков перешли на позиции всемирно-исторической теории изучения, рассматривая российскую историю как часть мировой. Однако мысль об особом, отличном от западно-европейского, развитии России продолжала существовать в русском обществе. Она нашла свое воплощение в теории "официальной народности", основы которой были сформулированы в 30-е гг. XIX века министром народного просвещения России графом С. С. Уваровым. Суть ее в том, что, в отличие от Европы, общественная жизнь России базируется на трех основополагающих принципах: "Самодержавие, православие, народность".
Впечатление разорвавшейся бомбы произвело "философическое" письмо П. Я. Чаадаева, опубликованное в 1836 г. в журнале "Телескоп". Он усматривал главное отличие в развитии Европы и России в их религиозной основе - католичестве и православии. В Западной Европе он видел хранителя христианского мира, Россию же воспринимал как страну, стоящую вне мировой истории России П. Я. Чаадаев видел в скорейшем приобщении к религиозно-католическим началам западного мира.
Письмо оказало огромное влияние на умы интеллигенции, положило начало спорам о судьбах России, появлению в 30-40-х гг. XIX века течений "западников" - сторонников всемирно-исторической теории - и "славянофилов" - сторонников локально-исторической теории.
Западники исходили из концепции единства человеческого мира и считали, что Западная Европа идет во главе мира, наиболее полно и успешно осуществляя принципы гуманности, свободы и прогресса, и указывает путь всему остальному человечеству. Задача России, отсталой, невежественной страны, которая лишь со времени Петра Великого вступила на путь культурного1 общечеловеческого развития - как можно скорее изжить косность и азиатчину и, примкнув к Европейскому Западу, слиться с ним в одну культурную общечеловеческую семью.
Локально-историческая теория изучения получила значительное распространение в середине и второй половине XIX века. Представители этой теории, славянофилы и народники, считали, что не существует единой общечеловеческой общности, а следовательно, единого пути развития для всех народов. Каждый народ живет своей "самобытною" жизнью, в основе которой лежит идейное начало, "народный дух".
Россия в начале 19 века Вначале 19 века со всей очевидностью проявляется кризис всей феодально-крепостной системы царской власти. Это вызвало попытку реформ социально-политического положения страны, внутренней политики, а также государственного аппарата, армии, судебной системы, то есть всех жизненнонеобходимых институтов страны
Үйде отырады, жатпайды, Көзін терімен қаптайды. Жазда бекер тұрса да, Бергенді қыста ақтайды. /Бүркіт/.Далаға отау тіктім қонақ үшін, Қонақ кісім ақылы шолақ үшін, Қонақ қонып жатқанда үй жығылып, Үй үстінде қалыпты қонақ кісім. /Бүркіт/.Бір нәрсе екі аяқты, сегіз бармақ, Іліксе дүниенің бәрін алмақ. Өзінің тілі бар да тістері жоқ, Жұтады көрінгенді алмап-жалмап. /Бүркіт/.Таудан тоқым лақтырдым. /Бүркіт/.Қара арғымақ мінгенім, Қыр айнала жүргенім, Сегіз найза сенгенім, Он екі қылыш ілгенім. /Бүркіт/.Айуан екі аяқты, асқан батыр, Басына о батырдың тіккен шатыр. Шешерсің дана болсаң бұны біліп, Кел-кел деп, қан майданға шығысқанда, Бір айла адамзатта болып жатыр. /Бүркіт/.Елең, елең етті, Қарға ауылға қона кетті, Қақтың суын іше кетті. /Бүркіт/.Жер басқанның жүйрігі, Аспаннан келер бұйрығы. Бұйрығы жетіп келгенде Шошаңдайды құйрығы. /Бүркіттің қоянды алуы/.Ерте тұрады, Жар шақырады. /Қораз/.Басы тарақ, Арты орақ. /Қораз/.Қызылдан киген киім, басқа қалпақ, Саусағы төртеу болған, емес жалпақ. Үстіне неше түрлі тон жамылып, Басады мас адамша талтақ-талтақ. /Қораз/.Дүниеде бір молда Уағында азан оқиды. Мезгілінде айқайлап, Қайтып кеп жер шұқиды. /Қораз/.Бір топ қамыс ішінде Шақырады жанды гүл. /Қырғауыл/.Бір топ жыңғыл ішінде, Бір жапырақ қызыл гүл. /Қырғауыл/.Айтамын бір жұмбақты сізге нұсқап, Басына бөрік киер, құндыз ұстап. Үстіне ақ камзолын киіп алып, Жүреді екі қолын артына ұстап. /Сауысқан/.Бір мақұлық түспейді екен мұнарадан, Бір күнде тағам татар әр қарадан. Басында қара жылтыр кепесі бар, Белінде белбеуі бар күлпарадан. /Сауысқан/.Бір құс бар жан білмейтін ішкен асын, Адамға көрсетпейді жұмыртқасын. /Жарқанат/.Бар екен бір мақұлық шағын ғана, Мекені күндіз оның биік жарда. Ұшпайды ол мақұлық күндіз тіпті, Ұшады кешке таман күн батқанда. /Жарқанат/.Әкесі тышқан, Шешесі құстан. /Жарқанат/.Күндіз жоқ, Түнде бар. /Жарқанат/.Жар басында жарбиған, Құлақтары қалбиған. Тышқан, құс аңдып жүреді, Бұл құсты кім табады? /Жарқанат/.Күндіз ұшпас, Түнде ұшар, Құс қанатты, Тышқан суретті. /Жарқанат/.Бір құс бар үлпілдеген жүні жұмсақ, Тұяғы бейне болат алмас пышақ. Тұмсығы имек, көрмейді күндіз көзі, Шарықтап көкті кезіп, түнде ұшады. /Үкі/.Мысық бастан, Жапалақ түстен. /Үкі/.Қайталап атымды, Көктемде ән саламын. Кез келген ұяға, Жұмыртқа табамын. /Көкек/.Даланың көріп пе едің молдаларын, Тыңдаңыз ол сорлының айтқан зарын. Жиылып бір араға ойбайлайды, Кез келген дүниеге ол бір жарым. /Торғай/.Тал басында ағаш үй, Терезесіз тамаша үй. Соны мекен етеді, Қыста алысқа кетеді. /Қара торғай/.
1. Не опаздывай, будучи приглашен на обед, завтрак, ужин, чай. 2. Не садись за стол, пока не сядут дамы или пока хозяин или хозяйка не пригласят занять место. 3. Не предлагай даме, когда сопровождаешь ее к столу, левую руку. Мужчина всегда должен предлагать даме правую руку. 4. Не забывай, что дама, сидящая рядом с тобой, в особенности по правую руку, имеет право на твое внимание. Даму, сидящую рядом с тобой, следует занимать независимого от того, представлен ты ей или нет. 5. Не знакомь после того, как гости сели за стол. 6. Не сиди слишком близко к столу или слишком далеко от него. 7. Не закладывай салфетку за воротник и не раскладывай ее на груди. Салфетку следует класть на колени. 8. Не ешь суп с конца ложки. 9. Не сгибайся над тарелкой. Держись по возможности прямо. 10. Не тянись через тарелку другого, если хочешь достать что-либо. 11. Не бери хлеб вилкой, бери рукой. 12. Не кусай от целого куска хлеба. 13. Не намазывай маслом целый кусок хлеба. Ломай хлеб кусочками и намазывай их. 14. Не кроши хлеб в суп. 15. Не ешь с ножа и никогда не подноси нож ко рту. 16. Не накладывай на вилку с ножа. Бери на вилку столько, сколько может поместиться на ней. 17. Не ешь слишком быстро. 18. Не наполняй рот большим количеством пиши. 19. Не расставляй локти, они должны быть прижаты к бокам. 20. Не ставь локти на стол. 21. Не поднимай стакан или бокал слишком высоко. 22. Не ешь ложкой то, что можно есть вилкой. 23. Не старайся зачерпнуть последнюю ложку супа, съесть последний кусочек мяса т. д. 24. Не подавай сам свою тарелку с о второй порции. Лучше не просить второй порции вообще. 25. Не выплевывай кости и прочее на тарелку. Кости следует извлечь изо рта на вилку, поднесенную к губам, а затем положить на тарелку. Фруктовые косточки нужно извлекать незаметно на ложку. 26. Не играй салфеткой, вилкой и другими принадлежностями стола. 27. Не вытирай лицо салфеткой. Салфеткой можно лишь слегка провести по губам. 28. Не поворачивайся спиной к другому, если намерен поговорить с соседом. 29. Не разговаривай с другим гостем через соседа. 30. Не разговаривай с полным ртом.
Мысль об особом пути России, отличном от западных и восточных стран, была сформулирована на рубеже XV-XVI вв. старцем Елеазарова монастыря Филофеем - это было учение "Москва - Третий Рим". Согласно этому учению, Первый Рим - Римская империя - пал в результате того, что его жители впали в ересь, отказались от истинного благочестия. Второй Рим - Византия - пал под ударами турок. "Два Рима пали, а третий стоит, четвертому не бывать", - писал старец Филофей. Отсюда становилась ясной мессианская роль России, призванной сохранить истинное христианство, утраченное в других странах, указать путь развития всему остальному миру.
В XVIII веке российские историки под влиянием западных историков перешли на позиции всемирно-исторической теории изучения, рассматривая российскую историю как часть мировой. Однако мысль об особом, отличном от западно-европейского, развитии России продолжала существовать в русском обществе. Она нашла свое воплощение в теории "официальной народности", основы которой были сформулированы в 30-е гг. XIX века министром народного просвещения России графом С. С. Уваровым. Суть ее в том, что, в отличие от Европы, общественная жизнь России базируется на трех основополагающих принципах: "Самодержавие, православие, народность".
Впечатление разорвавшейся бомбы произвело "философическое" письмо П. Я. Чаадаева, опубликованное в 1836 г. в журнале "Телескоп". Он усматривал главное отличие в развитии Европы и России в их религиозной основе - католичестве и православии. В Западной Европе он видел хранителя христианского мира, Россию же воспринимал как страну, стоящую вне мировой истории России П. Я. Чаадаев видел в скорейшем приобщении к религиозно-католическим началам западного мира.
Письмо оказало огромное влияние на умы интеллигенции, положило начало спорам о судьбах России, появлению в 30-40-х гг. XIX века течений "западников" - сторонников всемирно-исторической теории - и "славянофилов" - сторонников локально-исторической теории.
Западники исходили из концепции единства человеческого мира и считали, что Западная Европа идет во главе мира, наиболее полно и успешно осуществляя принципы гуманности, свободы и прогресса, и указывает путь всему остальному человечеству. Задача России, отсталой, невежественной страны, которая лишь со времени Петра Великого вступила на путь культурного1 общечеловеческого развития - как можно скорее изжить косность и азиатчину и, примкнув к Европейскому Западу, слиться с ним в одну культурную общечеловеческую семью.
Локально-историческая теория изучения получила значительное распространение в середине и второй половине XIX века. Представители этой теории, славянофилы и народники, считали, что не существует единой общечеловеческой общности, а следовательно, единого пути развития для всех народов. Каждый народ живет своей "самобытною" жизнью, в основе которой лежит идейное начало, "народный дух".