Кто создал всё, тот сотворил и части, - и после выбрал лучшую из них, чтоб здесь явить нам чудо дел своих, достойное ЕГО высокой власти. ..Вероятнее всего Микеланджело Буонарроти подразумевал в тот момент Бога, как вроде просто и не удивительно, при этом не забывая в частности и о себе, т. к. Микеланджело был архитектор, живописец и поэт. Но более всего и во всем - ваятель. Могло также повлиять событие, когда в 1508 г. папа Юлий II поручил Микеланджело роспись потолка Сикстинской капеллы Ватикана. Но Микеланджело никак не мог решиться взяться за эту работу. Он предлагал поручить ее Рафаэлю. Отговаривался тем, что это не его специальность, ведь он считал себя скульптором. Видя упорство папы, он, однако, согласился. В первоначальном виде здание Сикстинской капеллы скорее напоминало крепость. Папа Сикст намеревался его использовать в случае войны для обороны Ватикана, поэтому здание было увенчано зубчатой стеной. Следующий папа закрыл кровлей эту стену. Теперь эту площадку под сводом и должен был расписать Микеланджело. Микеланджело открыл Книгу Бытия:
“В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною.. . И сказал Бог: да будет твердь посреди воды.. . И создал Бог твердь.. . И назвал Бог твердь небом …”
Прочитав эти строки Микеланджело понял, что Господь тоже начинал творить из пустоты и хаоса. И он пришел к мысли, что свод Сикстины должен быть заполнен новым сотворением вселенной. В 1508 году был подписан договор и в тот же день он начал работать. Как всегда, он делал все по-своему… Леса, приготовленные для него, он сломал и построил новые. От он отказался. Ему предстояло написать сотни фигур, вдохнуть в них могущество жизни. Каждому персонажу он должен был придать свой характер, ум, душу, склад тела и Божественную мощь. Созидательные силы, с которых он должен был сотворить эти персонажи, таилась внутри него. А он должен был напрячь эти силы, чтобы создать жизнь вечную. Он стремился сохранить силу духа и не сломиться, поддержать телесную бодрость и укрепить волю, чтобы постоянно видеть своим внутренним взором иной мир, более героический, чем земной.
После работы, он брел, спотыкаясь, словно слепец, никого не замечая:
Зачем душою каждый раз терзаюсь, бросая грустный взгляд на мир земной, когда мне дан бесценный дар тобой.. . А я мечусь, тоскую и печалюсь? В грехах своих перед тобою каюсь. Не дай погибнуть от молвы худой. Погряз в невежестве весь род людской, Повсюду ложь и зло - я задыхаюсь.
Если Микеланджело и раньше мог оспаривать первенство у крупнейших художников своего времени, то после этой работы перед его творением не померкла слава только двух - Леонардо да Винчи и Рафаэля Санти. Но надо отметить, что на те строки его воодушевляли творения Бога и свои в РАЗНООБРАЗИИ, и ЦЕЛОМ.
» Вот вариант: «Превратилась в дождь» Я сегодня прольюсь дождем, Чтоб в автобус ты сесть не смог, И пошел бы домой пешком, Весь насквозь до нитки промок. Буду рядом с тобою идти, Что-то на ухо тихо шептать, И бессовестно по пути На глазах у всех обнимать. Не заметит никто ничего, Да и ты вряд ли что-то поймешь... Просто я, чтоб побыть с тобой Превратилась сегодня в дождь... «Я могу тебя очень ждать» Я могу тебя очень ждать, Долго-долго и верно-верно, И ночами могу не спать, Год и два и всю жизнь, наверно! Пусть листочки календаря Облетят, как листва у сада, Только знать бы, что все не зря, Что тебе это вправду надо. Я могу за тобой идти По чащобам и перелескам, По пескам, без дорог почти, По горам, по любому пути, Где и черт не бывал ни разу! Все пройдет, никого не коря, Одолею любые тревоги. Только знать бы, что все не зря, Что потом не предашь в дороге. Я могу за тебя отдать, Все, что есть у меня и будет, Я могу за тебя принять Горечь злейших на свете судеб. Буду счастьем считать, даря Целый мир тебе ежечасно. Только знать бы, что все не зря, Что люблю тебя не напрасно!
Как в буйной слепости страстей Мы то всего вернее губим, Что сердцу нашему милей! Давно ль, гордясь своей победой, Ты говорил: она моя... Год не спроси и сведай, Что уцелело от нея? Куда ланит девались розы, Улыбка уст и блеск очей? Всё опалили, выжгли слезы Горячей влагою своей. Ты помнишь ли, при вашей встрече, При первой встрече роковой, Ее волшебны взоры, речи И смех младенческо-живой? И что ж теперь? И где ж всё это? И долговечен ли был сон? Увы, как северное лето, Был мимолетным гостем он! Судьбы ужасным приговором Твоя любовь для ней была, И незаслуженным позором На жизнь ее она легла! Жизнь отреченья, жизнь страданья! В ее душевной глубине Ей оставались вспоминанья... Но изменили и оне. И на земле ей дико стало, Очарование ушло... Толпа, нахлынув, в грязь втоптала То, что в душе ее цвело. И что ж от долгого мученья, Как пепл, сберечь ей удалось? Боль злую, боль ожесточенья, Боль без отрады и без слез! О, как убийственно мы любим! Как в буйной слепости страстей Мы то всего вернее губим, Что сердцу нашему милей!..
“В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною.. . И сказал Бог: да будет твердь посреди воды.. . И создал Бог твердь.. . И назвал Бог твердь небом …”
Прочитав эти строки Микеланджело понял, что Господь тоже начинал творить из пустоты и хаоса. И он пришел к мысли, что свод Сикстины должен быть заполнен новым сотворением вселенной. В 1508 году был подписан договор и в тот же день он начал работать. Как всегда, он делал все по-своему… Леса, приготовленные для него, он сломал и построил новые. От он отказался. Ему предстояло написать сотни фигур, вдохнуть в них могущество жизни. Каждому персонажу он должен был придать свой характер, ум, душу, склад тела и Божественную мощь. Созидательные силы, с которых он должен был сотворить эти персонажи, таилась внутри него. А он должен был напрячь эти силы, чтобы создать жизнь вечную. Он стремился сохранить силу духа и не сломиться, поддержать телесную бодрость и укрепить волю, чтобы постоянно видеть своим внутренним взором иной мир, более героический, чем земной.
После работы, он брел, спотыкаясь, словно слепец, никого не замечая:
Зачем душою каждый раз терзаюсь,
бросая грустный взгляд на мир земной,
когда мне дан бесценный дар тобой.. .
А я мечусь, тоскую и печалюсь?
В грехах своих перед тобою каюсь.
Не дай погибнуть от молвы худой.
Погряз в невежестве весь род людской,
Повсюду ложь и зло - я задыхаюсь.
Если Микеланджело и раньше мог оспаривать первенство у крупнейших художников своего времени, то после этой работы перед его творением не померкла слава только двух - Леонардо да Винчи и Рафаэля Санти. Но надо отметить, что на те строки его воодушевляли творения Бога и свои в РАЗНООБРАЗИИ, и ЦЕЛОМ.