Развитие украинской культуры ХХ в. можно охарактеризовать как период ее национально- государственного возрождения, начатый демократическими преобразованиями с 1917 г. Несмотря на все не-180
урядицы, связанные с изменением политических режимов, которые устанавливались в Украине, культурная жизнь продолжала развиваться. Широкий размах приобрело создание новых общественных культурно-творческих организаций и объединений, которые сплотили вокруг себя значительные кадры украинской интеллигенции. Отличительной чертой того времени стало открытие украинских школ. Возродилась деятельность «Просвит».
Революционные события существенно повлияли на содержание литературно-художественной жизни. Молодые поэты и писатели группировались вокруг многочисленных литературных студий и кружков, редакций газет и журналов, литературных альманахов. Поэзия Т. Шевченко, И. Франко, Л. Украинки – та почва, на которой сформировались П. Тычина, В. Чумак, В. Сосюра, М. Рыльский и др. Видными произведениями украинской литературы стали сборники стихов «Плуг» и «Солнечные кларнеты» П. Тычины, «Красный запев» В. Чумака, «Красная зима» В. Сосюры.Пользовались популярностью прозаические произведения С. Васильченко, А. Головко, П. Панча, О. Вишни, С. Пилипенко и др.
Острая классовая борьба породила разные идейные платформы в литературе и искусстве, распространенным стало течение «модернистского символистского направления». Главным врагом искусства представители этого течения считали реализм. Из заметных представителей этого течения можно назвать М. Семенко, Г. Коляду, Г. Шку-рупия, Д.Бузька и др.
Особые позиции в молодой советской литературе занимали неоклассики (сформировались в 1922 г.) К ним принадлежали М. Рыль-ский, М. Зеров, П. Филиппович, М. Драй-Хмара и др. Они выступали за высокую культуру слова и художественной формы; идеалом для них было далекое примером настоящего искусства служили образцы античной поэзии и других древних эпох.
В 1918 г. в Киеве было открылись три театра – Государственный драматический, Государственный народный и Юного зрителя (возглавил его Л. Курбас). В театрах Киева, Харькова и других городов работали выдающиеся мастера сцены М. Заньковецкая, П. Сакса-ганский, А. Бучма, В. Василько, Б. Романицкий, Ф. Барвинская и др. Со сцены звучали произведения композиторов Украины, последователей Н. Лысенко – Я. Степового, К. Стеценко, П. Демуцкого, В. Косенко, входила в творческую жизнь и молодежь – Г. Веревка, П. Козицкий, Б. Лятошинский и др. Значительным событием было создание в 1920 г. Государственной украинской странствующей капеллы «Думка», которая со временем стала одним из лучших коллективов Украины. Быстро шел процесс становления украинской прессы. Уже в 1917 г. на украинском языке издавалось 63 периодических издания. Развивается высшее образование. В конце 1920 г. в вузах Украины обучается 57 тыс. студентов.
Центрами литературно-художественной жизни становятся клубы, библиотеки, редакции газет и журналов, профессиональные союзы (например:союз сельских писателей «Плуг», союз пролетарских писателей «Гарт»). Писатель Н. Хвылевой фактически стал лидером новой литературной организации – ВАПЛИТЕ (Вольная академия пролетарских писателей), которая существовала в 1925-1928 гг. Члены организации стояли на позициях самобытности украинской национальной духовности и европейских традиций.
Если ураган (буря, смерч) застал Вас в здании, отойдите от окон и займите безопасное место у стен внутренних помещений, в коридоре, у встроенных шкафов, в ванных комнатах, туалете, кладовых, в прочных шкафах, под столами. Погасите огонь в печах, отключите электроэнергию, закройте краны на газовых сетях. В США от торнадо люди успешно прячутся в оборудованных подвалах и погребах. В темное время суток используйте фонари, лампы, свечи; включите радиоприемник для получения информации управления ГО и ЧС и комиссии по чрезвычайным ситуациям; по возможности, находитесь в заглубленном укрытии, в убежищах, погребах и т.п. Если ураган, буря или смерч застали Вас на улицах населенного пункта, держитесь как можно дальше от легких построек, зданий, мостов, эстакад, линий электропередачи, мачт, деревьев, рек, озер и промышленных объектов. Для защиты от летящих обломков и осколков стекла используйте листы фанеры, картонные и пластмассовые ящики, доски и другие подручные средства. Старайтесь быстрее укрыться в подвалах, погребах и противорадиационных укрытиях, имеющихся в населенных пунктах. Не заходите в поврежденные здания, так как они могут обрушиться при новых порывах ветра. При снежной буре укрывайтесь в зданиях. Если Вы оказались в поле или на проселочной дороге, выходите на магистральные дороги, которые периодически расчищаются и где большая вероятность оказания Вам При пыльной буре закройте лицо марлевой повязкой, платком, куском ткани, а глаза очками. При поступлении сигнала о приближении смерча необходимо немедленно спуститься в укрытие, подвал дома или погреб, либо укрыться под кроватью и другой прочной мебелью. Если смерч застает Вас на открытой местности, укрывайтесь на дне дорожного кювета, в ямах, рвах, узких оврагах, плотно прижимаясь к земле, закрыв голову одеждой или ветками деревьев. Нужно лечь максимально низко. Не оставайтесь в автомобиле, немедленно выходите из него и укрывайтесь, как указано выше.