Архитектура майя зародилась еще в формативный период, однако в то время культура этого народа не была свободна от внешних влияний. Среди архитектурных памятников этого периода можно назвать пирамиду, обнаруженную в городе Вашактуне, в нескольких километрах к северу от Тикаля. Это сооружение, известное под названием E-VII-«cy6», расположенное в городском секторе «Е», дает нам представление о сложности селений майя. Культурный слой, исследованный археологами, был разделен на секторы, обозначенные римскими цифрами. Внутри здания VII в секторе «Е» оказалась другая, более древняя пирамида. Поскольку более позднее строение почти не сохранилось, было принято решение разобрать его и открыть древнюю постройку.
E-VII-«cy6» — это небольшая пирамида из четырех уступов. Со всех сторон к ее вершине ведут лестницы, окаймленные балюстрадами, украшенными гигантскими масками с изображением ягуара, символизировавшего, возможно, бога дождя, однако выполненного полностью в ольмекском стиле. Можно сказать, что это пока еще зависимое искусство. Вся пирамида облицована слоем тщательно отшлифованного штука, а на ее вершине возвышался храм, построенный из нестойких материалов и разрушившийся с течением времени; остались только следы его основания. По углам верхней площадки обнаружены четыре углубления, куда вставлялись столбы, на которых монтировался храм и котбрые позволяют восстановить его план. Судя по этому плану, строения майя существенно не изменились вплоть до нашего времени.
Мы уже упоминали, что в классический период появился самый характерный элемент архитектуры майя — ступенчатый свод. Важную роль играли и другие элементы, такие, как карнизы, колонны и кровельные гребни, всевозможные варианты которых вместе с пирамидальным основанием положили начало различным архитектурным стилям цивилизации майя; о некоторых из них мы расскажем ниже.
С архитектурой теснейшим образом связана живопись и скульптура. Круглая скульптура и барельефы представляют собой самое заметное явление в искусстве майя. В качестве материала используются штук, камень и дерево. Резьбой украшались стелы, алтари, настенные панели, притолоки, фасады, дверные косяки, колонны, лестницы и т. д. Встречаются также круглые скульптуры, изображающие атлантов, Чак-Мооля, бога тольтекского происхождения, а также человеческие фигуры. Однако намного чаще встречаются барельефы и горельефы.
Живопись носила в основном декоративный характер, однако в нее вкладывалось также определенное религиозное и историческое содержание. Преимущественное развитие получили настенные росписи. Различные рисунки встречаются и в кодексах, на керамике, штуке, колоннах и фасадах. На картинах изображены различные религиозные и мифологические сюжеты, а также сцены из жизни, рассказывающие о военных сражениях, описывающие пейзажи, животных и существовавшие обычаи.
Паровозик стартовал у первой станции, через полминуты был у 5-ой станции, значит, за 30 секунд паровозик проехал 5 — 1 = 4 станции.
Найдем время, за которое паровозик проезжает одну станцию:
30 : 4 = 7,5 секунд
Паровозику, чтобы добраться до 17 станции нужно проехать мимо 17 — 1 = 16 станций, значит чтобы найти сколько времени пройдет от начала пути до 17 станции нужно время, за которое паровозик проезжает одну станцию, умножить на 16:
7,5 * 16 = 120 секунд
Переведем секунды в минуты и получим: 120 : 60 = 2 минуты.
ответ: через 2 минуты поезд будет на 17 станции.
×/7+29=128/4
×/7+29=32
x/7=32-29
x=3×7
x=21