Для политической культуры Беларуси характерны следующие черты:
- отсутствие четко выраженных национально-культурных форм;
- доминирование местных интересов над общенациональными (преобладание локально-поселенческой идентичности над национально-этнической);
- различия в политических ориентациях западных и восточных областей (Минская, Гродненская и Брестская области характеризуются политической активностью, в то время как в Могилевской, Витебской и Гомельской областях преобладает пассивно-подданническое отношение к власти);
- различия в политической культуре между центром и периферией (жители столицы и областных центров склонны руководствоваться собственной позицией в политической сфере, в то время как для глубинки более свойственна ориентация на традиции подчинения ценностям политической системы).
Национальные черты политической культуры выражаются в национальном характере как совокупности относительно постоянных психических свойств, являющихся общими для большинства представителей данной нации и отличающих ее от других наций. Черты национального характера отражаются в литературе, легендах, фольклоре и традициях народа.
Неповторимость и своеобразие белорусской культуры отражены в духовных ценностях и традициях белорусского народа. С одной стороны, они имеют чрезвычайно важное значение для формирования идеологии государства. С другой стороны, идеология выявлять, актуализировать те аспекты ментальности, которые дальнейшему развитию национальной культуры. Как специфический тип идеологии идеология государства выступает в роли интегративного начала, она базируется на консенсусе по поводу основных ценностей в обществе. Мировоззренческой основой для создания данного консенсуса являются духовные традиции народа. Духовные ценности и традиции выступают в роли квинтэссенции «судьбы» народа, его культурного наследия, они воплощают в себе опыт поколений, особенности принадлежности к определенному цивилизационному типу.
В структуру духовных ценностей белорусского народа входят:
Проблеме общеславянских духовных ценностей уделял внимание В. Соловьев. В славянской душе, в отличие от западной рациональной ментальности, он видел соединение язычества (мифологизм), христианства (мудрость) и европейского мышления (рационализм). Славянский менталитет впитал в себя христианскую традицию, предполагающую уважение к власти, служение Отечеству, чувство долга, соборность (духовное единение), веру в идеал, стремление к святости, добродетели. Ценности западной цивилизации предполагают опору на протестантскую этику, в основе которой лежит стремление к личному обогащению, а, следовательно, – напористость, прагматизм, расчетливость.
Наряду с общеславянскими ценностями значительное влияние на формирование белорусской ментальности оказали ценности восточного славянства, в частности, русского народа. Особенностям русского характера посвящено немало исследований. Н. Бердяев в очерке «О власти пространства над русской душой» отмечал, что русский человек подвержен давлению огромной страны, внутри которой он не видит границ, отчего происходят духовные метания в поисках формы, следствием которых является смирение перед необъятной ширью, недостаток инициативы. Особенность ментальности русских исходит из географического расположения России на стыке двух цивилизаций: западной и восточной. С этим связана амбивалентность, двойственность русской души. В русском характере нашли причудливое сочетание славянский, византийско-православный и ордынский (татаро-монгольский) компоненты. Присутствие последнего принесло в Ментальность русского народа радикализм, агрессивность, основанную на иррациональном стремлении к свободе и проявляющуюся в бунтах, революциях, деспотизме и безбожии, порой доходящего до откровенного богохульства. Напротив, православная составляющая внесла в русский характер смирение, покорность, святость, аскетизм, отречение от себя и служение обществу, идее, Богу.
Духовные ценности белорусского народа формировались на базе восточнославянского менталитета и, вместе с тем, претерпели влияние западной культуры. По мнению Я. С. Яскевич, они впитали в себя русскую соборность и протестантское трудолюбие, героику католицизма и униатскую склонность к компромиссам.
Допустим, у нас есть параллелограмм ABCD, где уголABC=уголBCD (тупые углы). BH перпендикулярна AD, ВК перпендикулярна СD. АВ = 8 см, ВС = 14 см. Получается, уголKBH=60 градусов (по условию) 1. Угол между высотами параллелограмма, проведенными из вершины тупого угла, равен острому углу параллелограмма. Исходя из этого утверждения, можно считать, что уголKBH равен углу ABD (т. к. это острый угол параллелограмма, но еще и угол прямоугольного треугольника ABH). Из этого следует то, что уголABH=30 градусам, т. е. АН=половина АВ=4 см. По т. Пифагора ВН=4√3. По еще какой-то теореме квадрат высоты равен произведению отрезков, на которые она делит сторону, к которой она проведена (BH²=АН*НD, HD=BH²/AH=12 cм). Значит, у нас есть АН и НD, а АD равна их сумме, т. е. 4+12=16 см площадь параллелограмма: BH*AD= 4√3 см*16 см = 64√3 см