Весомый вклад в дело исследования и изучения Северной Америки внесли россияне. Российские исследования, началом которых можно считать открытие в 1648 г. Семеном Дежневым Берингова пролива, особенно расширились в XVIII в. В. Беринг и А. Чириков открыли в 1728 г. острова Диомида и Св. Лаврентия, а в 1741 г. - северо-западные берега материка к югу от Аляски и несколько Алеутских островов. И. Федоров и М. Гвоздев исследовали в 1732 г. мыс Принца Уэльского и нанесли на карту американские берега у Берингова пролива.. А, также они стали первыми европейцами, посетившими Аляску 21 августа 1732 года Г. Прибылов в 1786 -1787 гг. открыл острова Св. Георгия и Св. Павла. Г. Шелихов на о. Кадьяк, полуострове Кенай и О. Баранов, на островах архипелага Александра, учредили несколько российских поселений. В результате российских исследований в начале XIX ст. было изучено не только северо-западное побережье Северной Америки, но и западное - к широте бухты Сан-Франциско.
На грандиозном постаменте покоится большой шар - царская держава, символ власти Рюриковичей и Романовых. Держава покрыта затейливым рельефным орнаментом из крестов, символизирующих единение церкви и самодержавия, и опоясан надписью, выполненной славянской вязью: "Свершившемуся тысячелетию Российского государства в... лета 1862". На державе стоит ангел с крестом, а у его ног изображена коленопреклоненная женщина - олицетворение России. Вокруг державы размещено 17 фигур, объединенных в шесть скульптурных групп, олицетворяющих шесть главных исторических эпох России.
Группа "Основание Русского государства" - Рюрик с языческим богом Перуном. Согласно легенде, возникшей в XI веке, в 862 году в Новгород для княжения был приглашен глава варяжских дружин Рюрик. Русские князья и цари считали его основателем государства.
Справа от Рюрика расположена группа киевского князя Владимира, изображающая крещение Руси (группа "Введение христианства"), что объективно приобщению славян к высокой греческой культуре, было шагом вперед по сравнению с языческими верованиями. Владимир стоит в центре композиции с поднятым вверх восьмиконечным крестом; перед ним славянин, низвергающий статую языческого идола, сзади женщина, протягивающая князю ребенка.
Третья группа олицетворяет начало освобождения Руси от татарского ига - князь Дмитрий Донской попирает ногой побежденного татарина. Кажется, что он только что сразил его шестопером, который крепко держит в правой руке. Татарский воин жив, он поднимается, хоть в движениях его нет ни силы, ни страсти. Но Дмитрий уже не обращает внимания на побежденного врага - он смотрит за пыльный горизонт, куда бежит разбитая армия Мамая. Сражения еще предстоят, и князь готов к ним. Группа эта являет собой чрезвычайно выразительный символ победоносного выступления Руси против ненавистного чужеземного ига.
Четвертая группа изображает основание самодержавия. Одетый в парадную одежду великий князь Иван III принимает от побежденного татарина бунчук - символ окончательной победы над Золотой Ордой в 1480 году. Рядом лежат поверженные литовец в латах и немецкий рыцарь со сломанным мечом. На заднем плане - фигура сибиряка, символизирующая присоединение Сибири.
Начало династии Романовых - тема пятой скульптурной группы. Слева от царя Михаила - Козьма Минин, справа - князь Пожарский. Именно их усилиями родилось всенародное ополчение, освободившее Москву от польских интервентов, а уж затем в столице был в 1613 году избран на царство молодой Михаил Романов. Князь Пожарский обороняет родоначальника династии Михаила Романова мечом, а Козьма Минин преподносит ему шапку Мономаха и скипетр.
Шестая группа олицетворяет "Основание Русской империи". На север, в сторону Невы, в сторону новой столицы Российской империи обращена фигура Петра I в порфире, увенчанного лавровым венком со скипетром в правой руке. Над Петром с левой стороны возвышается фигура ангела - символ великих побед преобразователя России и великого значения осуществленных им реформ. У ног Петра поверженный на колени швед, защищающий свое разорванное знамя. Эта группа отображает самую выдающуюся эпоху в истории Русского государства до середины XIX века. Она знаменует блестящую победу русского оружия в Северной войне (1700-1721 гг.) и образование Российской империи.
Многовековая история самого народа не получила отражения в этих скульптурных группах. На горельефе, опоясывающем памятник, изображены 129 лиц. Они объединены в четыре группы. В первой изображены "Просветители народа", среди которых находим главным образом духовных лиц. Вторая группа "Государственные люди" состоит из князей и царей. В третьей группе, изображающей "Военных людей и героев", видим князя Святослава, Довмонта Псковского, Александра Невского, Ермака, Козьму Минина и князя Пожарского, Ивана Сусанина, Богдана Хмельницкого, Кутузова, Платова, Нахимова и многих других. В группе "Писатели и художники" представлены Ломоносов, Фонвизин, Державин, архитектор Кокоринов, актер ФедорВолков, Крылов, Карамзин, Жуковский, Гнедич, Грибоедов, Лермонтов, Пушкин, Гоголь (изображение которого было помещено только под давлением общественности), Глинка, Брюллов.
Для того, чтобы найти длину сторон, надо знать либо их разницу, либо одну из них.