Нравственное сознание одна из форм общественного сознания, являющаяся, как и другие его формы, отражением общественного бытия. Оно содержит в себе исторически изменяющиеся нравственные отношения, представляющие собой субъективную сторону морали. В основе нравственного сознания находится категория нравственности. Нравственность - это понятие, которое является синонимом морали, хотя в теории этики существуют и различные трактовки этих терминов. Например, мораль рассматривается как форма сознания, а нравственность - это сфера нравов, обычаев, практических поступков. Мораль возникла раньше других форм общественного сознания, еще в первобытном обществе, и выступала регулятором поведения людей во всех сферах общественной жизни: в быту, в труде, в личных отношениях. Она имела всеобщее значение, распространялась на всех членов коллектива и закрепляла в себе все общее, что составляло ценностные основы общества, которых складывались взаимоотношения между людьми. Мораль поддерживала общественные устои жизни, формы общения. Она выступала как совокупность норм и правил поведения, выработанных обществом. Правила морали были обязательны для всех, они не допускали исключений для кого-либо, ибо в них отражены существенные условия жизни людей, их духовные потребности. В морали отражены отношения человека к обществу, отношения человека к человеку и требования общества к человеку. В ней представлены правила поведения людей, которые определяют их обязанности друг к другу и к обществу.
Христианские места паломничества Святой Земли Палестина по оба берега реки Иордан для каждого христианина — Святая Земля. В её тесных границах свершились все религиозные и исторические события, описанные в Библии (Ветхим и Новым заветами). Первые христиане до начала четвёртого века не занимались святыми местами, видя в них просто доказательство Божественного проявления на земле и завершения Его мессианской деятельности. Начало почитанию Святых мест положила Св. Елена, мать Константина Великого, когда в 326 г. посетила Иерусалим, построив по приказу императора Константина первые паломнические храмы на Могиле Христа, на Масличной горе (на месте Вознесения), в Вифлееме и в Хевроне (у дубравы Мамре, где Авраам и Сарра увидели трёх ангелов. Быт. 13, 14). 060.jpg Православные паломники на реке Иордан 061.jpg Вифлеем и базилика Рождества Все четыре места паломничества догматически связали Ветхий Завет с Новым и символизируют завершение мессианской Божественной деятельности, начиная Его первым явлением перед Авраамом и кончая Рождением, Страданием и Вознесением. В следующие за тем триста лет византийского правления (326-630 гг.), Палестина наполнилась местами паломничества, церквями и монастырями, построенными на Святых местах, так что не осталось ни одного библейского события, которое не было бы отражено топографически. Заботу о христианах Святой Земли, о поддержании и сохранении всех мест паломничества, а также ответственность за приём паломников приняла на себя Иерусалимская Патриархия. > < 062.jpg Назарет История и судьба христианских мест паломничества соответствовали политической истории Палестины и событиям, происходившим с Православной Иерусалимской Патриархией. После ухода византийцев и вплоть до девятнадцатого века происходила длительная борьба за владение святыми местами между всеми христианскими общинами и церквями, перечисленными выше. В результате, сегодня некоторые места паломничества находятся в руках одной христианской общины, другие опекаются двумя и более общинами, некоторые признаются всеми христианами, другие — только опекающей их общиной.