изменение мировосприятия в эпоху барокко
xvii век — одна из самых ярких и блистательных страниц в мировой художественной культуры. это время, когда стремительно менялась привычная, казалось бы, незыблемая картина мира, а в общественном сознании происходило крушение идеалов возрождения. это время, когда на смену идеологии гуманизма и веры в безграничные возможности человека пришло ощущение драматических противоречий жизни. с одной стороны, происходит революционный переворот в естествознании, формируется новая картина мира, появляются новые философские течения, а в искусстве — новые стили и жанры. с другой — политический консерватизм, пессимистические взгляды на общество и человека, развиваются иррационализм и мистика. в обществе, как справедливо отмечал искусствовед а. а. аникст,
«исчезает уверенность в близком и неизбежном торжестве положительных начал жизни. обостряется ощущение её трагических противоречий. прежняя вера уступает место скепсису. сами гуманисты уже не доверяют разуму как благой силе, способной обновить жизнь. у них возникает и сомнение относительно природы человека — действительно ли добрые начала главенствуют в ней».
перемены и трагические конфликты этой эпохи образно запечатлел поэт джон донн (1572—1631):
так много новостей за двадцать лет
и в сфере звёзд, и в облике планет,
на атомы вселенная крошится,
все связи рвутся, всё в куски дробится.
основы расшатались, и сейчас
всё стало относительным для нас.
перевод о. румера
прежде всего относительными стали представления о человеке, который теперь мыслился, с одной стороны, ничтожно маленькой частицей мироздания, а с другой — великой силой, способной природой. великий французский учёный, религиозный мыслитель и писатель блез паскаль (1623—1662) писал о двойственности человека, признавая его безграничные возможности и называя «тростником мыслящим». человек воспринимался как сложная личность, переживающая драматические конфликты своего времени.
кто ты, о человек? сосуд свирепой боли,
арена всех скорбей, превратностей поток,
фортуны лёгкий мяч, болотный огонёк,
снег, тающий весной, мерцанье свеч, не боле.
а. грифиус перевод л. гинзбурга
переменам в мировосприятии человека во многом способствовали научные открытия в области , астрономии, естествознания и , расширившие представления о мире как о безграничном, изменчивом и противоречивом единстве. великие открытия, выдвинутая д. бруно концепция о бесконечности и бесчисленном множестве миров вселенной, а также сформулированные и. кеплером законы движения планет вокруг солнца создали целостное представление о нашей планете, дали огромный эмпирический материал для развития других наук.
Как-то на каникулах (это было где-то в конце июня) мы с друзьями решили большой компанией поехать в Карпаты. Набралась группа желающих - всего семеро - и вот рано утром мы гурьбой вваливаемся в электричку. Ехать почти два часа. Кто-то играет на мобилке в какую-то игрушку, кто-то дремлет, слушая музыку в наушниках, а я просто любуюсь пейзажами за окном.
Но вот и наша станция. Теперь - рюкзаки на плечи, и вперёд! Идём гуськом по извилистой тропке, постепенно поднимаясь всё выше. Через полтора часа - первый привал. С высоты открывается чудесный вид на долину. И мы видим внизу гуцульскую деревню. Отсюда домики кажутся игрушечными.
– Кстати, ребята, знаете, местные жители делают брынзу – сыр из козьего молока, изумительно вкусный. Давайте я спущусь в деревню, и куплю у них килограмчик, полакомимся? – говорю я.
– А мы будем тебя ждать?
– Нет, вы идите по маршруту и когда придёте на место, ставьте палатки, разводите костёр, а я к вам приду попозже. Ок?
– Ну, давай, только смотри, не заблудись!
– Ха! Не дождётесь! Я в лесу и в горах – как у себя дома!
Как потом оказалось, я был слишком самонадеян. Нет, до деревни я дошёл без проблем, и купил у гостеприимных гуцулов огромный кусок вкусно пахнущего солёного сыра. Хозяйка – бабушка в вышиванке – завернула его в тряпочку, завязала узелком, и даже дала подходящую палку, чтоб повесить на неё узелок и так нести на плече. Но когда я уже около 7 километров по направлению к месту нашего лагеря, случилась беда. Я проходил над оврагом, возле самого края, и внезапно нога моя поскользнулась, я взмахнул рукой и кубарем покатился вниз. Падая, я умудрился ещё и врезаться головой в дерево, так что от удара потерял сознание.
Очнулся, и первым делом почему-то подумал про сыр – но оказалось, что он безнадёжно испорчен – узелок лежал в грязи, и сыр весь пропитался ею. Та же участь постиглда и мобилку – после лежания в луже она отказывалась включаться. Как ни жаль, пришлось сыр выбросить, а телефон спрятать в рюкзак с надеждой, что его ещё можно будет починить.
Я встал, кое-как отряхнулся, и стал карабкаться вверх, чтоб вылезти из оврага и сориентироваться. На подъём у меня ушло часа два.
Когда наконец-то я оказался на поверхности и огляделся, я понял, что что-то не так… Я никак не мог узнать места, на котором стою. В какую сторону идти? Откуда я шёл? В какой стороне отсюда деревня?
Тем временем уже начинало темнеть. Я понял, что если буду бродить в темноте блуждать, то могу совсем заблудиться, поэтому решил остаться ночевать здесь, у оврага, а завтра на рассвете начать искать дорогу.
Я спустился на несколько метров по склону оврага, выбрал местечко поудобнее, и решил для начала посмотреть, что у меня есть в рюкзаке. К сожалению, еды не оказалось. Из того, что мне могло пригодиться – только коробок спичек. Свой спальный мешок я отдал ребятам, чтоб идти в деревню налегке. Из того, что мне могло пригодиться – только коробок спичек и маленький перочинный ножик. Что ж, придётся обходиться тем, что есть.
Я снова поднялся на поверхность – в нескольких сотнях метров, в небольшой рощице наломал еловых «лап». Притащив их на свою «стоянку», устроил себе постель.
Укрываться придётся запасным свитером – больше ничего подходящего нет. Но ничего, ночь короткая, авось не замерзну.
Так, вопрос с ночлегом решён. Теперь еда и вода. С водой просто – у меня есть фляжка, а внизу в овраге – ручей. Вода в нём проточная, а значит чистая. А вот чего бы такого съесть?
Ну, во-первых, грибы и ягоды - надо только внимательно поискать... Я снова побрёл в сторону рощицы. В хвойных лесах водятся маслята, если я правильно помню... Минут через сорок я вернулся с уловом: 8 крепеньких маслят, небольшая горсть ягод... Да, негусто...
Хм, а может попробовать в том же ручье наловить рыбы? Вроде там плескался кто-то...
Я выбрал подходящую палку, ножом заострил её конец, и отправился на "охоту". Увы, такое бывает только в кино! Как я ни старался, мне не удалось проткнуть ни одной даже самой завалящей рыбёшки... Придётся ужинать без рыбного блюда... К тому же уже совсем стемнело. Пора разводить костёр. Я вновь потащился в рощицу - в который уже раз! - на этот раз за хворостом для костра. Пришлось сделать несколько ходок. Сложив кучу, попытался всё это поджечь. Не вышло - спичка гасла быстрее, чем ветки загорались. Чем бы таким это разжечь? О, вспомнил - у меня же есть рекламная газетёнка – утром вынул из почтового ящика. С бумагой дело пошло веселее, и вскоре я уже жарил на костре «шашлык» из грибов. Мне даже удалось заварить себе некое подобие чая – я взял свою фляжку, наполнил ее водой до половины, натолкал сквозь горлышко ягод, и с ветки с рогулиной поставил фляжку в костёр. Когда, по моим ощущениям, вода должна была закипеть, я аккуратно вытащил фляжку, пользуясь всё той же рогулиной. Пришлось подождать, пока она немного остынет, чтоб можно было пить, не обжигаясь – но когда я пригубил этот «чай», мне показалось, что никогда я не пил ничего вкуснее!
Конец у этой истории вполне счастливый – мне удалось немного поспать, и когда утром я вновь выбрался на «поверхность», я сразу услышал голоса ребят – они разбили лагерь на условленном месте, а с рассветом вернулись искать меня…