"Гнилые местечки"- так в XVIII -XIX веках называли опустевшие,малонаселённые деревни и городки в Англии,обладающие представительством в парламенте,но не имеющие право посылать своих депутатов .Голосами таких "безлюдных" местечек пользовался хозяин земли.Полноценные избирательные округа по закону,на деле были "мёртвыми душами",при том,что в XIX веке,в Британии,из 20 млн населения правом голоса обладали всего 160 тысяч человек.Голоса таких "гнилых местечек" можно было купить или заставить голосовать,как нужно землевладельцу.В 1832 году была проведена избирательная реформа и "гнилые местечки " были лишены права представительства в парламенте,а их места передали крупным промышленным центрам. В ходе промышленной революции в конце XVIII века, в Англии совершился промышленный переворот и переход от ручного труда,к машинному,многочисленные фабрики открывались в больших городах,население маленьких городков осталось без работы,после закрытия мануфактур.Население таких годков было вынужденно перебираться в крупные промышленные центры,города пустели,оставались лишь те,кто уже не мог работать или был слишком мал.Аграрная революция привела к разорению мелких фермеров,ликвидации небольших хозяйств и переходу всех земель к крупным арендаторам и землевладельцам.Жители деревень,лишившись хозяйств,были вынуждены наниматься на работу,за гроши,но в крупных городах открывались предприятия,появилась возможность устраиваться на фабрики и сельские жители стали перебираться в крупные города,деревни пустели или становились совсем безлюдными,люди искали лучшей доли и жизни.Таким образом,население покидало маленькие города,сёла и деревни,уезжали на заработки,а опустевшие поселения и становились "гнилыми местечками",обладающими представительством в парламенте,а на деле-безлюдные города и деревни "призраки"
Се население Сибири платило дань (ясак) в виде сдачи ханам шкурок ценных пород пушного зверя. Напомню, что после присоединения Хонгорая к России коренное население было обложено ясачным сбором, который сначала «являлся выражением даннических отношений аборигенов к русскому царю» . Со временем он превратился в феодальную ренту, взимаемую царизмом как собственником хакасских земель. Ясак – т. е. натуральная подать, получаемая с нерусских народов Сибири. В русском языке слово «ясак» - букв. закон, правило, власть был заимствован из монгольской речи в период Золотой Орды. Данный термин известен хакасам, в языке которых он произносится как «чозах» и употребляется в значении – закон, обычай, традиция, право. Например, «тадар чозаoы» - закон хакасской веры, «ызых чозаoы» - обычай, связанный с почитанием священных животных и т. д. Обычное право общества скотоводов Хонгорая не отделяло закон от веры, предписания которых необходимо было выполнять, ибо они попадали под общее понятие «чозах» . Платежной душой ( по-хакасски «ухчы» - букв. боец, стрелок) считался мужчина в возрасте от 18 до 50 лет. В ХУIII в. с каждого «бойца» взимался ясачный сбор пушным зверем: или один бобр (хундус) , или три соболя (албаoы) , или 300 белок (тиин) . При товарных обменах между собой скотоводы использовали своеобразный эквивалент денег. Вплоть до начала ХХ в. единицей обмена между тюрками Саяно-Алтая служили: или связки из беличьих шкурок - «тиин» , или годовалый баран - «сwлеке» , или годовалый бычок – «торбак» . Вероятно, в древние времена беличья шкурка служила денежным эквивалентом и при торговых сношениях со странами Центральной Азии. Ясак, «пользуясь древними инородческими обычаями» , собирали два раза в году: весной в апреле – мае (по-хакасски «часхы албан» ) и осенью в ноябре - декабре (по-хакасски «rmcrm fk,fy»). Такой же порядок существовал во времена правления монгольских ханов не только на Саяно-Алтае, но и на Руси. «Русь, согласно ярлыку, … должна была регулярно ежегодно дважды (весной и осенью) уплачивать ханам дань» .