Русское слово «царь» – это сокращенное старославянское слово «цесарь», происходящее от имени древнеримского диктатора Юлия Цезаря, ставшее в Римской империи одним из титулов правителя государства.
Это понятие было известно на Руси еще задолго до того, как Русское го-сударство в 1547 г. стало царством. В Древней Руси царями называли библей-ских правителей, римских и византийских императоров, императоров Священ-ной Римской империи. Иногда царями называли русских князей. Первый из-вестный случай такого рода относится к 1054 г.: в этом году на стене Софий-ского собора в Киеве была сделана сохранившаяся до наших дней надпись об «успении (т.е. смерти) царя нашего». Под «нашим царем» имелся в виду киев-ский князь Ярослав Мудрый. Однако это был не официальный титул, а просто почетное наименование, которое должно было подчеркнуть славу и могущество русских князей.
После монголо-татарского нашествия и установления ига с середины XIII в. царями на Руси стали называть монгольских ханов, а потом правителей Золо-той Орды. Постепенно укрепляется представление о царе как о могуществен-ном правителе сильного, независимого государства. При этом византийских императоров также продолжали называть царями, поэтому с понятием «царь» оказались неразрывно связаны византийские представления об императоре как о помазаннике Божьем, ответственном только перед Богом, а не перед смерт-ными людьми, важнейшей задачей которого является соблюдение чистоты «ис-тинной» веры. Исключительную популярность приобрели на Руси сочинения византийского богослова VI в. Агапита, писавшего: «Плотским существом ра-вен всем человекам царь, властью же сановною подобен Богу вышнему, так как не имеет он на земле никого, более высокого, чем он».
По мере развития объединительного процесса в русских землях и начала борьбы против ордынского ига все чаще русские князья начинают именоваться царями. Так, еще в XIV в. «Повести о Михаиле Тверском», посвященной муче-нической гибели этого князя в Орде, он называется царем. А уже в начале XV в. составляется «Слово о житии и преставлении великого князя Дмитрия Ивано-вича, царя русского».
Особенно часто стали называть московских великих князей царями после захвата Константинополя турками в 1453 г. Очевидно, в это время на Руси рас-пространяется представление о преемственности Русского государства и вели-кой православной империи, которые впоследствии повлияли на формирование теории «Москва – Третий Рим». С этим представлением связана и идея о право-славном царе, который должен в условиях, когда в мире осталась только одна держава – хранительница «истинной» православной веры, хранить ее в чистоте и непорочности.
Ростовский архиепископ Вассиан Рыло в своем послании Ивану III, напи-санном в 1480 г. во время «стояния на Угре», называя московского великого князя «великим Русских стран христианским царем», призывает его перестать повиноваться «богостудному и скверному самому называющемуся царю», т.е. татарскому хану Ахмату. Неизбежным следствием этого должна была стать мысль о формальном венчании московского великого князя на царство. Однако это произошло лишь в 1547 г.
.
ЭРМИТАЖ в Санкт-Петербурге (от франц. ermitage — место уединения), один из крупнейших в мире художественных и культурно-исторических музеев. Возник в 1764 как частное собрание Екатерины II, открыт для публики в 1852. Богатейшие коллекции памятников первобытной, древневосточной, древнеегипетской, античной и средневековой культур, искусства Западной и Восточной Европы, археологические и художественные памятники Азии, памятники русской культуры VIII-XIX веков. Реставрационный отдел.
Современный Эрмитаж занимает пять зданий, в которых 400 экспозиционных зданий.
Здания Эрмитажа — Зимний дворец (1754-1762, архитектор В. В. Растрелли), Малый Эрмитаж (1764-1767, архитектор Ж. Б. Валлен-Деламот),
Старый Эрмитаж (1771-1787, архитектор Ю. М. Фельтен),
Новый Эрмитаж (1839-1852, архитектор Л. фон Кленце),
Эрмитажный театр (1783-1787, архитектор Джиакомо Кваренги) — выдающийся архитектурный ансамбль.
“Музей Прадо”
ПРАДО (Prado), художественный музей в Мадриде (основан в 1819, здание построено в 1785-1830). Всемирно известная коллекция испанского искусства, картины итальянских, нидерландских, фламандских мастеров XV-XVII вв.
“Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина”
МУЗЕЙ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ ИСКУССТВ им. А. С. Пушкина (до 1937 Музей изящных искусств), Москва, второе по значению (после Эрмитажа) в Российской Федерации собрание памятников древневосточного, древнеегипетского, античного и западноевропейского искусства. Открыт в 1912 как музей слепков по инициативе И. В. Цветаева (здание построено на общественные и частные, главным образом Ю. С. Нечаева-Мальцева, средства в 1898-1912, архитектор Р. И. Клейн); позднее сложились археологическая коллекции, картинная галерея, открыт отдел гравюры и рисунка. Реставрационная мастерская.
Государственная Третьяковская галерея”
ТРЕТЬЯКОВСКАЯ ГАЛЕРЕЯ в Москве, один из ведущих научно-художественных и культурно-просветительских центров России, крупнейший в мире музей русского искусства. Основана в 1856 П. М. Третьяковым как частное собрание, в 1892 передана им вместе с коллекцией С. М. Третьякова в дар Москве. После 1917 в Третьяковскую галерею влились коллекции ряда музеев и частных собраний. Богатейшие коллекции древнерусской иконописи XI-XVII вв. , живописи XVII-XX вв. , скульптуры, графики. Расположена в бывшем доме Третьяковых (главный фасад — 1902, по проекту художника В. М. Васнецова ). С 1985-95 комплекс Третьяковской галереи реконструирован. С 1991 Всероссийское (в 1926-91 Всесоюзное) Государственное галерейное музейное объединение “Государственная Третьяковская галерея”.
“Государственный Русский музей”
Самая большая в мире коллекция русского искусства находится в Санкт-Петербурге в Русском музее.
Он был открыт в конце XIX века и первоначально носил имя императора III, который всячески содействовал тому, чтобы в тогдашней столице России на средства государства был создан общедоступный музей.
В настоящее время в Русском музее насчитывается не менее четырех сотен тысяч произведений. Третьяковская галерея уступает Русскому музею примерно в четыре раза.
Рассказывают, что Александр III сетовал на богатого купца Павла Третьякова, скупающего за хорошие деньги все самые лучшие полотна живописцев, опережая самого царя, который не мог предложить такую высокую цену.
“Лувр”
ЛУВР (Louvre), памятник архитектуры и музей в Париже, одна из архитектурных доминант исторического центра города. Первоначально — королевский дворец, возведенный на месте старого замка в XVI-XIX вв. (архитекторы П. Леско, Л. Лево, К. Перро и др. ; скульптурный декор Ж. Гужона, оформление интерьеров Ш. Лебрена и др.). С 1791 — художественный музей, богатейшее собрание восточных древностей, древнеегипетского, античного и западноевропейского искусства.
В основе коллекции Лувра — бывшие королевские собрания, национализированные коллекции монастырей и частных лиц. Собрание пополнялось за счет трофеев наполеоновских походов, закупок в разных странах, многочисленных пожертвований. Особенно богата картинная галерея. Среди шедевров Лувра: древнеаккадская “Стела царя Нарамсина”, древнеегипетская статуя писца Каи, древнегреческие статуи “Ника Самофракийская” и “Венера Милосская”, произведения Микеланджело, “Мона Лиза” (или “Джоконда”) Леонардо да Винчи, “Сельский концерт” Джорджоне, “Мадонна канцлера Ролена” Яна ван Эйка, произведения П. П. Рубенса, Рембрандта, Н. Пуссена, А. Ватто, Ж. Л. Давида, Э. Делакруа, Г. Курбе и др.
Современная экспозиция Лувра строится по хронологическому принципу и национальным школам, однако крупные частные собрания, пожертвованные музею, представлены отдельно. Административно Лувру подчинен Музей импрессионизма (открыт в 1947 в Галерее Же де Пом) и так называемая Оранжерея (выставочное помещение и постоянная экспозиция серии панно “Кувшинки” К. Моне).