Иоганн себастьян бах — композитор, представитель эпохи барокко, органист-виртуоз, музыкальный педагог. за свою жизнь бах написал более 1000 произведений. в его творчестве представлены все значимые жанры того времени, кроме оперы; он обобщил достижения музыкального искусства периода барокко. бах — непревзойдённый мастер полифонии. органное творчество: бах был больше всего известен как первоклассный органист, преподаватель и сочинитель органной музыки. он работал как в традиционных для того времени «свободных» жанрах, таких как прелюдия, фантазия, токката, пассакалья, так и в более строгих формах — хоральной прелюдии и фуги. в своих произведениях для органа бах умело соединял черты разных музыкальных стилей, с которыми он знакомился в течение жизни. прочее клавирное творчество: бах также написал ряд произведений для клавесина, многие из которых можно было исполнять и на клавикорде. многие из этих творений представляют собой энциклопедические сборники, демонстрирующие различные приёмы и методы сочинения полифонических произведений. «хорошо темперированный клавир» в двух томах, 15 двухголосных и 15 трёхголосных инвенций — небольшие произведения, расположенные в порядке увеличения количества знаков в тональности. предназначались (и используются по сей день) для обучения игре на клавишных инструментах. три сборника сюит: сюиты, французские сюиты и партиты для клавира. гольдберг-вариации (около 1741) — мелодия с 30 вариациями, разнообразные пьесы. оркестровая и камерная музыка: бах писал музыку как для отдельных инструментов, так и для ансамблей. бах написал множество произведений для оркестра и солирующих с ним инструментов. вокальные произведения: кантаты, пассионы (или страсти) , оратории и магнификаты, мессы. остальные вокальные произведения баха включают несколько мотетов, около 180 хоралов, песни и арии. творчество баха, музыканта-универсала, отличающееся всеохватностью жанров (кроме оперы) , обобщило достижения музыкального искусства нескольких веков на грани барокко и классицизма. ярко национальный художник, бах соединил традиции протестантского хорала с традициями австрийской, итальянской, французской музыкальных школ. для баха, непревзойдённого мастера полифонии, характерно единство полифонического и гомофонного, вокального и инструментального мышления, чем объясняется глубокое взаимопроникновение различных жанров и стилей в его творчестве.
Дух борьбы и стремление к преодолению трудностей играли немаловажную роль в политической жизни общества и в его военных успехах, позволивших Юлию Цезарю и другим римским полководцам создать громадную Римскую империю. Ее географическое единство и цельность обеспечивали многочисленные поселения, города. Город («полис», «цивитас» на латыни) был в античности формой организации общества, на основе которой произошел выход за узкие рамки племенного сознания. Греки и римляне полагал», что отсутствие полисов есть признак варварства, и, завоевывая новые земли, всюду строили города. Многочисленные города на обширных просторах Римской империи создавались во одному плану: две крестообразно пересекающиеся магистрали — одна с севера на юг, другая — с востока на запад. На их пересечении — площадь с базиликой, рынком, Капитолийским храмом и храмом императора, вблизи от нее — место для зрелищ (амфитеатр или цирк). Вокруг города располагалась территория, где расположены земельные участки граждан. Считалось, что иначе люда жить не могут, ибо жить по-человечески, не по-варварски, — значит жить в городе, участвовать в общественной жизни. Именно поэтому римская архитектура изобилует сооружениями общественного характера. Центром римского искусства по праву был Рим.
Художественная культура Рима отличалась большим разнообразием и пестротой форм, в ней были отражены черты, свойственные искусству народов, покоренных Римом, иногда стоявших на более высокой степени культурного развития. Римское искусство сложилось на основе сложного взаимопроникновения самобытного искусства местных италийских племен и народов, в первую очередь могущественных этрусков, которые познакомим римлян с искусством градостроения (различные варианты сводов, инженерные сооружения, гробницы, жилые дома, дороги и др.), настенной монументальной живописью, скульптурным и живописным портретом, отличающимся острым восприятием натуры и характера. С этрусской традицией связан специфический италийский тип жилого дома, композиционным центром которого являлся атриум — обширное помещение типа зала с прямоугольным отверстием в центре перекрытия.
Но основным было все-таки влияние греческого искусства. Основные принципы художественной культуры двух народов были в своих истоках различны. Греция даже в период наивысшего расцвета не представляла собой единого государства и единого географического пространства, а лишь конгломерат городов-государств. Рим эпохи расцвета был единым государством, империей, простиравшейся на тысячи километров. Отсюда — совершенно различные задачи архитектуры и масштабы строительства. Греки признавали могущество гармонии, соразмерности и красоты, римляне не признавали иного могущества, кроме могущества силы. Они создали великое и могучее государство, и весь строй римской жизни определялся этой великой мощью. Личные таланты не выдвигались и не культивировались — социальная установка была совсем другая. Сила государства выразилась прежде всего в строительстве, а значит, в архитектуре, которая играла ведущую роль в римском искусстве.