Высокий уровень загрязнения отмечен в Краматорске, Киеве, Красноперекопске, Мариуполе, Донецке, Кривом Роге, Макеевке, Ужгороде, Ровно, Днепропетровске, Дзержинске, Рубежном, Енакиево, Лисичанске, Херсоне, Северодонецке, Запорожье, Николаеве и Луцке. При этом поясняется, что сравнительная оценка загрязненности воздуха в Украине проводится по комплексному индексу загрязнения атмосферы – это безразмерный показатель, который учитывает индекс загрязнения воздуха отдельной примесью и класс опасности загрязняющего вещества. За 2012 год наибольший уровень загрязнения воздуха, который оценивался по комплексному индексу загрязнения атмосферы (КИЗА), как очень высокий зарегистрирован в пяти городах Украины – Славянске, Одессе, Горловке, Армянске и Днепродзержинске. По данным Центральной геофизической обсерватории Украины, оценка загрязнения атмосферного воздуха на территории Украины за 2012 год осуществлялась по данным наблюдений, которые проводились в 53 городах на 163-х стационарных и двух маршрутных постах государственной системы мониторинга гидрометеорологической службы. Выделяются четыре уровня загрязнения: безопасный – если значения КИЗА не превышают 5, повышенный – 5-7, высокий – 8-13 и очень высокий – 14 и выше. При этом отмечается, что на протяжении трех лет (2009-2011 годов) по индексу загрязнения на первом месте по Украине находился Мариуполь, и уровень загрязнения расценивался как очень высокий. За 2012 год город вышел из пятерки наиболее загрязненных городов и находится на седьмом месте
АФРИКАНСКОЕ ИСКУССТВО – традиционное и первобытное искусство народов Африки; наскальная живопись, петроглифы, ритуальные статуи и маски, предметы прикладного и придворного искусства – преимущественно дописьменные формы искусства, соответствующие сохраняющимся здесь родоплеменным отношениям. Племена и народности Тропической (Черной) Африки населяют зону саванн между южной границей Сахары и экваториальными лесами, атлантическое побережье от Гвинеи до Камеруна, экваториальные леса Конголезского бассейна, южноафриканскую саванну, а также юго-восточную часть континента от Великих озер до Драконовых гор. Ранний период истории народов Африки связан с переменчивой судьбой Сахары – с неоднократной сменой влажных и засушливых периодов. Этим объясняется то, что именно здесь находятся древнейшие памятники африканского искусства. Еще в начале 20 века африканское искусство было объектом исключительно этнографических исследований. Интерес к родоплеменным культурам обостряется одновременно с интересом к первобытной археологии. Бытовые и ритуальные предметы – в том числе маски, статуэтки и другие художественные изделия, ввозимые в Европу, экспонируются в этнографических музеях и используются для изучения быта, обычаев, верований «примитивных» народов. Вместе с тем с 1870–1890-х годов в Англии, Германии, Франции увеличивается число работ, в которых затрагиваются различные аспекты традиционной художественной культуры. Среди последних – книга-альбом Г. Швейнфурта Artes africanae (Leipzig – London, 1875), которая содержит изображения и описания художественных изделий народов Африки. Во второй половине 1890-х появляются труды Лео Фробениуса, в которых с историко-культурной точки зрения рассматриваются предметы африканского ритуального искусства. Резко возрастающий в Западной Европе в двадцатые годы интерес к африканской скульптуре связан с деятельностью художественного авангарда. К моменту появления первых искусствоведческих работ, книг К. Эйнштейна (Negerplastik, Leipzig, 1915) и В. Маркова (В. И. Матвея) Искусство негров (Пг. , 1919), африканское искусство находится в центре внимания ведущих европейских художников. Теперь оно рассматривается исключительно с эстетической точки зрения. В тридцатые годы издаются десятки книг и альбомов; Ф. Ольбрехтс, К. Кьерсмайер и другие предпринимают попытки классификации и стилистического анализа африканской культуры; знаменитый А. Брейль изучает наскальные изображения Сахары и Южной Африки; Бернард и Уильям Фегги проводят археологические исследования в Нигерии. Полевые исследования, особенно интенсивно проводившиеся в 1950–1960-е годы, приводят к открытию больших ансамблей наскального искусства в Сахаре, английские и французские археологи обнаруживают новые очаги древних культур, содержащие большое количество произведений искусства (культуры Нок, Сао, находки в Ифе и многое другое