Салават Юлаев – национальный герой башкирского народа. Эта легендарная личность, соратник Емельян Пугачева, привлекала внимание и писателей, и художников. Алексей Кузнецов заинтересовался Салаватом Юлаевым еще в юности. Он изучал документы, ездил по местам, где бывал герой, в набросках воссоздавал костюмы того времени, чтобы его картина была исторически достоверной.
Картина была написана в 1955 году. Она сразу же завоевала сердца зрителей. И все потому, что легендарный герой Башкирии изображен бесстрашным воином, который верен своим идеалам свободы и равенства. Образ Салавата занимает центральное место на картине. На переднем плане художник изобразил представителей власти, ведущих допрос батыра. Они сидят спиной к зрителю. А вот Салават изображен к зрителям лицом.
Его взгляд суров, но в глазах молодого человека нет и тени страха перед теми, кто допрашивает его, кто вынесет ему приговор. Он верит в правоту своего дела. И потому ему не страшна смерть и муки, какие бы не придумали его мучители. О том, что герою предстоит тяжелое испытание, говорят при для пыток, изображенные Кузнецовым на заднем плане картины. Они как бы таятся во мраке. Но хорошо видна дыба. Пылают раскаленные угли, на которых палачи уже накаляют инструменты для пыток.
А бесстрашного батыра нисколько не тревожат приготовления палачей. Он прямо смотрит в глаза следователей. Его гордая осанка, взгляд немного свысока, ясно дают понять, что сломить его могучий дух невозможно. Именно таким представляли себе своего героя башкиры. О нем слагали легенды и песни. Поэтому картина А.Кузнецова «Допрос Салавата» стала одним из лучших его произведений, свидетельствующих о масштабе исторического мышления ее создателя.
Послевоенный Севастополь был на половину разрушен.Из 6402 домов уцелело немногим около тысячи .Из 140 тысяч населения в освобожденном Севастополе осталось около 3 тысяч. Город напоминал поле только что умолкнувшей битвы. По бывшим улицам петляли тропинки, проложенные среди каменных сугробов, наметанных огневой вьюгой сражений. На всю центральную часть города было всего семь или девять устоявших под крышей зданий, да и те иссечены осколками и пулями.
Руины города производили тягостное впечатление как на представителей советского руководства, так и на делегации стран антигитлеровской коалиции, которые собрались в Крыму на Ялтинскую конференцию в феврале 1945 года.Уже тогда геополитики и у нас, и на Западе, понимали, что за послевоенным разделом мира начнется глобальное соперничество двух крупнейших в истории военно-политических группировок. Сталин знал, как нужны ему будут Севастополь и флот в мирные дни. Поэтому, денег, людей и ресурсов на восстановление города не жалел.
Оценив масштабы разрушений Севастополя, многие специалисты предлагали оставить его руины нетронутыми и выстроить город на новом месте. По воспоминаниям очевидцев, президент США Ф. Рузвельт, посетивший Севастополь в феврале 1945 года, был поражен масштабами разрушений и сказал примерно следующее: «Для восстановления вашего города понадобится 50 лет, и это возможно в том случае, если мы вам без нашей вам не обойтись».