Имя Людвига ван Бетховена известно всякому человеку, даже если он не имеет никакого отношения к классической музыке – также как всякому человеку известны имена Микеланджело, Шекспира, Гёте. Немало людей слышали и музыку Бетховена – Лунную сонату или, скажем, «К Элизе», думаю, знают все. Мало того: в России – стране не с особенно широким распространением классики – Бетховен долгое время являлся, может быть, самым популярным зарубежным композитором. Это было обусловлено двумя причинами. Во-первых, тем, что именно от него отталкивались в своём творчестве русские музыканты. Например, Чайковский считал, что добетховенская музыка, исключая любимого им Моцарта, чужда восприятию современного человека. Бах и Гендель – сухая устаревшая музыкальная математика, Гайдн простоват и мелковат… а вот с Бетховена начинается настоящая, по мнению Чайковского, музыка. Такую точку зрения разделяло большинство русского культурного общества. Произведения Бетховена исполнялись в России много, существовала солидная традиция русской «бетховенианы». Это до революции. Вторая причина – уже следствие революции: идеологическая. Дело в том, что Бетховена любил тов. Ленин – и героическая составляющая творчества великого немецкого композитора, а также некоторые факты его биографии и некоторые особенности его характера были взяты на вооружение коммунистической пропагандой, в результате чего появился некий особый феномен – «советский Бетховен», этакий революционер, бунтарь и строитель «светлого будущего».
Александр Порфирьевич Бородин-
автор оперы " Князь Игорь" и Симфонии №2 "Богатырская"
многих инструментальных произведений.
-Кантата С. Прокофьева "Александр Невский"
-Опера “Жизнь за Царя” композитора М. И. Глинки
-С. Прокофьев опера “Война и мир”;
-А. П. Бородин опера “Князь Игорь”
- М. Мусоргский оперы "Борис Годунов” и “Хованщина”
вышел на экраны в 1938 году
-Фильм "Александр Невский"
Художественный замысел фильма воплотил режиссер
Сергей Эзенштейн, режиссер, который создал
фильм-песню, прославляющий подвиг русичей.
Музыку к фильму написал композитор Сергей Прокофьев.
В музыке к фильму воплотились лучшие черты
творчества Прокофьева универсальность стиля,
с равной силой воплощать русские
героические образы, проникновенную лирику,
жесткие, механизированные образы захватчиков.
Композитор сочетает живописно- изобразительные
эпизоды с песенно-хоровыми сценами, близкими
оперно- ораториальному стилю.
Самые запоминающиеся музыкальные фрагменты
из фильма:" Русь под игом монгольским"- короткий
симфонический пролог, вводящий в суровую
атмосферу эпохи и событий.
В былинной "Песне об Александре Невском- главная тема
России, ее непобедимости и величия.
Боевой удалью и отвагой дышит основная мелодия хора
"Вставайте, люди русские", рожденная русской
народной песенностью.
Величественное звучание хора"На Руси родной, на Руси
большой не бывать врагу" завершает кантату.