Бородин Александр Порфирьевич (1833—1887), композитор, учёный-химик.
Родился 12 ноября 1833 в Санкт - Петербурге.
Родители дали Александру неплохое домашнее образование. В 1850 году он поступил в Петербургскую медико-хирургическую академию, которую окончил в 1856 году. В 1858 Бородин получил степень доктора медицины, в 1864 году стал профессором, в 1877 году — академиком.
В то же время учёный с детства увлекался музыкой и на этом достиг не меньших успехов.
В 1867 году Бородин написал Первую симфонию, которая принесла ему известность как композитору. Он один из создателей русской классической симфонии. После успеха Александр Порфирьевич начал работать сразу над двумя крупными сочинениями — Второй симфонией и оперой «Князь Игорь» на сюжет «Слова о полку Игореве». Работа над оперой затянулась на целые 18 лет, и произведение так и не было закончено. Уже после смерти автора её дописали по оставшимся материалам Н. А. Римский-Корсаков и А. К. Глазунов. «Князь Игорь» был поставлен в Петербурге в 1890 году.
Образцом могут служить его романсы на стихи А. С. Пушкина, Н. А. Некрасова, Г. Гейне и собственные. Романс «Для берегов отчизны дальной» — одно из лучших вокальных воплощений пушкинской лирики.
Хотя композиторское наследие Бородина не очень велико, каждое его произведение — истинный шедевр. «Громадный и оригинальный талант» — так отозвался о композиторе Ференц Лист.
Умер Александр Порфирьевич 27 февраля 1887 году в Санкт - Петербурге
1. Реквием. Моцарт. - это заупокойная месса. В реквиеме 12 частей, каждая из них разные по характеру. Но в целом: это произведение скорбное, тоскливое, жалобное. Самая знаменитая часть Lacrimosa - это самая скорбная часть. В ней жалостливые интонации, музыка изображает стоны и плач.
2) Стабат Матер. Произведение посвящено Святой Деве Марии. Спокойное, одухотворенное, молитвенное, временами ласковое. Первая часть Стабат Матер - печальная, задумчивая, таинственная.
3) О, Фортуна. Грандиозное начало кантаты. Музыка мощная, возвышенная. Интонации устрашающие, таинственные, отрывистые шаги. Волна хора практически сметает на своём пути все. Это лавина, буря. Однако, в тексте произведения нет никакого запугивания и смертельных мук. Фортуна вращает своё колесо и отворачивается от лирического героя.