ЛИРИЧЕСКИЕ ПЬЕСЫ - ЭТО ТЕ, В КОТОРЫХ ЕРЕДАНЫ ЧУВСТВА, ПЕРЕЖИВАНИЯ ЧЕЛОВЕКА ИЛИ КАРТИНЫ ПРИРОДЫ. ЭТО: "СЕРЕНАДА." Ф.ШУБЕРТА, МАЛЕНЬКАЯЯ НОЧНАЯ СЕРЕНАДА" В.А.МОЦАРТА, М. ГЛИНКА РОМАНС "Я ПОМНЮ ЧУДНОЕ МГНОВЕНЬЕ", П.И.ЧАЙКОВСКИЙ ПОДСНЕЖНИК" АПРЕЛЬ., М.РАВЕЛЬ "ИГРА ВОДЫ",И. ШТРАУС "СКАЗКИ ВЕНСКОГО ЛЕСА" ВАЛЬС И Т.Д.
ДРАМАТИЧЕСКИЕ ПЬЕСЫ - В КОТОРЫХ ЕСТЬ КОНФЛИКТЫ, СТОЛКНОВЕНИЯ Т.Е. КАКИЕ -ТО КОНТРАСТНЫЕ ДЕЙСТВИЯ. ЭТО: Ф. ШУБЕРТ ВОКАЛЬНАЯ "ЛЕСНОЙ ЦАРЬ", Л. ВАН БЕТХОВЕН СИМФОНИЯ №6 (4 ЧАСТЬ. "ГРОЗА. БУРЯ"), Н.А. РИМСКИЙ -КОРСАКОВ "СЕЧА ПРИ КЕРЖЕНЦЕ" ИЗ ОПЕРЫ "СКАЗАНИЕ О НЕВИДИМОМ ГРАДЕ КИТЕЖЕ И ДЕВЕ ФЕВРОНИИ"
Почему, спустя столетия, гений В.А.Моцарта продолжает нас удивлять, и его музыка только набирает популярность? Это один из ключевых вопросов, приблизиться к которому: основная цель проекта.
Основной целью будет анализ альтернативного взгляда на творчество и личность Вольфганга Амадея Моцарта, его сравнение с современной музыкальной культурой.
Был ли Моцарт гениальным ребенком?
- Несомненно, он уже в 4 года сочинял произведения, а в 5 лет играл первые концерты!
- Благодаря чему он стал так популярен?
- Отец Вольфганга – Леопольд Моцарт – очень рано понял, что у сына огромный талант. Для того, чтобы его развить, он обучал сына игре на скрипке и клавире, вместе с сестрой Наннерль.
- Как думаете, Моцарт мог бы сам проявить свой талант?
- Любой музыкант должен много учиться, чтобы достичь совершенства. Гайдн делал это всю жизнь, сам. А Вольфганг получил великолепную школу. И кроме того, отец фактически стал его продюсером: он организовывал концерты, добивался встреч с влиятельными людьми.
Однако, известность Моцарта связана не только с тем, что он получил превосходное образование и возможность стать известным исполнителем с ранних лет. У композитора был гениальный мелодический дар – он сочинял такие мелодии, которые легко запоминались и прочно застревали в памяти у современников и потомков. Эта музыка не была шлягером в современном понимании, однако среди сочинений композитора есть множество музыкальных произведений, которые известны всем.
Из сведений биографов Моцарта известно, что Вольфганг очень заботился о собственной внешности. После смерти композитор оставил долги, однако его одежда всегда была дорогой, очень высокого качества. Знаменитый красный камзол, который он носил, в современном эквиваленте стоит 5 тысяч евро. Говоря современным языком, Вольфганга Амадея можно назвать «жертвой моды» - он заботился о том, чтобы всегда выглядеть привлекательно, даже если на это у него не хватало средств. «Погоня за модой», стремление привлечь внимание к собственной внешности – это отличительная черта характера современных популярных исполнителей, звезд. По природе непокорный, Моцарт пользовался музыкой, чтобы сопротивляться сильным мира сего. В его операх часто заметна симпатия к героям, которые не являются аристократами, но при этом много работали и добились многого. Так слуга Фигаро в одноименной опере – обаятельный, умный и изворотливый – намного превосходит своего хозяина, и в итоге оставляет его «в дураках». Сам факт создания оперы по книге Бомарше, которая была запрещена в Европе – вызов своей эпохе.
Те качества характера композитора, которые свидетельствуют о его стремлении эпатировать современников, очень хорошо запечатлены в фильме «Амадеус» Милоша Формана.
Он носит сумасшедшие парики, может позволить себе оскорбить любого аристократа, смеется над всеми условностями. Он увлечен женщинами, ценит женскую красоту и достаточно фриволен в личной жизни. Не случаен выбор сюжета одной из его опер – «Дон Жуан».
Гениальный драматург, талант которого проявил себя не только в композициях его симфоний и опер, а также в его умении ставить произведения для музыкального театра. Появление Царицы Ночи в опере «Волшебная флейта» было специально создано композитором для того, чтобы производить на публику ошеломляющий эффект.
В опере «Похищение из Сераля» действие происходит в гареме, что было невероятным вызовом благопристойной публике XVIII века, и одновременно – стремлением композитора показать на сцене другую культуру, сделать стилизацию, написать оперу с использованием элементов национальной музыки, которая расцветет в эпоху романтиков.
В опере «Волшебная флейта» Д.Вейс** находит черты увлечения Моцартом масонством на последних годах жизни. И одновременно – это зрелищная, потрясающе красочная опера, удивительные персонажи которой поражают и современного слушателя.