История культуры туркменского народа знает 72 музыкальных инструмента,которые в разные времена пользовались широкой популярностью. Некоторые из них дошли до наших дней, другие постепенно вышли из обихода. Дутар - является наиболее известным и популярным национальным инструментом туркмен. Дутар, в переводе с фарси означает - две струны. У туркмен с дутаром выступают бахши, которые в музыкальном сопровождении рассказывают эпосы, романы и легенды. На тему туркменского дутара сняты фильмы такие как Шукур-бахшы, в котором, тот освобождает родного брата, победив в соперничестве с придворным бахшы ираснкого хана. Гиджак - Является смычковым инструментом, который часто аккомпаниирует дутару или в сочетании с другими инструментами. Гиджак имеет щемящий душу и тонкий звук, который проходит сквозь всю композицию тонкой, изящной линией. Главными инструментами \"веселых\" рядов были \"туйдук\" (разновидность свирели) и \"депрек\" (бубен). Их звуки были столь пронзительны и мощны, что подавляли дух врагов и устрашали их конницу. \"Психологический\" вклад \"веселых\" в победу часто бывал значительным. Ратное музыкальное наследие предков - важная часть культуры туркменского народа, отмечается в статье. Чен О том, что чен был национальным музыкальным инструментом туркмен, мы читаем в эпосе «Героглы», а также в произведениях классиков туркменской литературы, великих Сейди и Махтумкули. Когда в 1941 году создавался Туркменский государственный оркестр народных инструментов, чен входил в его инструментальный ансамбль. Но спустя какое-то время из-за отсутствия исполнителей был исключен. Канун Канун - старинный музыкальный инструмент, широко распространенный среди восточных народов. В давние времена канун больше использовали арабы и турки, но постепенно о нем узнали в Иране, Афганистане, на Кавказе, а также в Средней Азии. Начиная с IХ-Х веков и по ХVIII век на туркменской земле канун использовался во время торжеств. В научных источниках есть сведения о том, что наш соотечественник Мухаммет Фараби был виртуозом игры на кануне. Упоминание об инструменте встречаем в произведениях поэта-классика Андалиба.В настоящее время канун вновь вернулся на нашу землю. Без него не обходится практически ни одно выступление. Икидилли Турецкий музыковед Газылшал в своей книге «Икидилли у азиатских и анатолийских туркмен» (1958 год) отмечает, что на этом инструменте, как и на гиджаке, играют с смычка, что его в этих краях иногда называют «оклы гопуз». В изданной в Москве в 1973 году книге «Музыка народов Азии и Африки» говорится, что музыкальный инструмент анатолийских туркмен и инструмент икили у тюркских народов Алтайского края имеют большое сходство. Приведенные доводы дают нам основания утверждать, что в истории туркменского народа существовал музыкальный инструмент икидилли, который напоминал ранние образцы гиджака, являясь вместе с тем образцом смычкового гопуза.
Проказница-Мартышка, Осел, Козел да косолапый Мишка Затеяли сыграть Квартет. Достали нот, баса, альта, две скрипки И сели на лужок под липки - Пленять своим искусством свет. Ударили в смычки, дерут, а толку нет. "Стой, братцы, стой! - кричит Мартышка. - Погодите! Как музыке идти? Ведь вы не так сидите. Ты с басом, Мишенька, садись против альта, Я, прима, сяду против вторы; Тогда пойдет уж музыка не та: У нас запляшут лес и горы!" Расселись, начали Квартет; Он все-таки на лад нейдет. "Постойте ж, я сыскал секрет, - Кричит Осел, - мы, верно, уж поладим, Коль рядом сядем". Послушались Осла: уселись чинно в ряд, А все-таки Квартет нейдет на лад. Вот пуще прежнего пошли у них разборы И споры, кому и как сидеть. Случилось Соловью на шум их прилететь. Тут с все к нему, чтоб их решать сомненье: " говорят, - возьми на час терпенье, Чтобы Квартет в порядок наш привесть: И ноты есть у нас, и инструменты есть; Скажи лишь, как нам сесть!" - "Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье И уши ваших понежней, - Им отвечает Соловей. - А вы, друзья, как ни садитесь, Все в музыканты не годитесь".
до-ми-соль-сиb