Зимой 1834–1835 годов Михаил Глинка был частым гостем вечеров Василия Жуковского. Здесь собиралось общество, состоявшее, по определению композитора, «из людей, доступных изящному». На вечерах бывали Александр Пушкин и Николай Гоголь, Владимир Одоевский и Петр Вяземский.
Глинка вспоминал: «Когда я изъявил свое желание приняться за русскую оперу, Жуковский искренне одобрил мое намерение и предложил мне сюжет Ивана Сусанина». Героический эпизод 1613 года очень увлек композитора. Либретто по Глинки написал барон Егор Розен.
Сначала опера Глинки называлась «Иван Сусанин». Но во время петербургских репетиций возникли и другие варианты: «Смерть за царя» и «Жизнь за царя». Выбрали «Жизнь». Для переименования были две причины: во-первых, в столичном театре уже шла опера «Иван Сусанин» итальянца Катарино Кавоса, а во-вторых, цензоры требовали придать новому произведению идеологический оттенок.
Премьера «Жизни за царя в петербургском Большом театре в ноябре 1836 года с огромным успехом. Пушкин поздравил Михаила Глинку поэтическим экспромтом:
В 1913 году попечителем Третьяковской галереи стал художник и историк искусства И. Э. Грабарь. Началась переделка экспозиции по научному принципу, как в лучших музеях мира. Произведения одного художника стали висеть в отдельном зале, а расположение картин стало строго хронологическим. В 1913-1915 годах Грабарь полностью изменил экспозицию: картины коллекции расположили в соответствии с последовательностью важнейших этапов развития российской живописи, начиная с древности и заканчивая работами художников 1900-х годов. Немаловажно, что Грабарь впервые в отечественной практике использовал такой принцип расположения экспонатов галереи (историко-монографический). В последствии, он стал использоваться как в картинных галереях, так и в музеях. В апреле 1995 года открылась обновленная экспозиция русского искусства в Лаврушенском переулке. Традиционное расположение материалов было практически полностью сохранено. Так как помещения были расширены, появилась возможность расширить экспозицию древнерусского искусства, выделить отдельные залы для скульптуры и графики.
Глинка вспоминал: «Когда я изъявил свое желание приняться за русскую оперу, Жуковский искренне одобрил мое намерение и предложил мне сюжет Ивана Сусанина». Героический эпизод 1613 года очень увлек композитора. Либретто по Глинки написал барон Егор Розен.
Сначала опера Глинки называлась «Иван Сусанин». Но во время петербургских репетиций возникли и другие варианты: «Смерть за царя» и «Жизнь за царя». Выбрали «Жизнь». Для переименования были две причины: во-первых, в столичном театре уже шла опера «Иван Сусанин» итальянца Катарино Кавоса, а во-вторых, цензоры требовали придать новому произведению идеологический оттенок.
Премьера «Жизни за царя в петербургском Большом театре в ноябре 1836 года с огромным успехом. Пушкин поздравил Михаила Глинку поэтическим экспромтом: