гайдном написано 104 симфонии, первая из которых была создана в 1759 году для капеллы графа морцина, а последняя – в 1795 году в связи с лондонскими гастролями.
жанр симфонии в творчестве гайдна эволюционировал от образцов, близких бытовой и камерной музыке, к «парижским» и «лондонским» симфониям, в которых утвердились классические закономерности жанра, характерные типы тематизма и приемы развития.
богатый и сложный мир гайдновских симфоний обладает замечательными качествами открытости, общительности, направленности на слушателя. основной источник их музыкального языка – жанрово-бытовые, песенные и танцевальные интонации, иногда непосредственно заимствованные из фольклорных источников. включенные в сложный процесс симфонического развития, они обнаруживают новые образные, динамические возможности.
в зрелых симфониях гайдна устанавливается классический состав оркестра, включающий все группы инструментов (струнные, деревянные и медные духовые, ударные).
" А? бесікке жат, балам,
В белую колыбельку ложись, мое дитя,
Жат, балам,
Ложись, мое дитя,
А? ботам, а? ботам.
Мой белый верблюжонок,
А? бесікке жат, балам,
Мой белый верблюжонок.
Жат, балам,
В белую колыбельку ложись, мое дитя,
Бай, бай, балам.
Ложись, мое дитя, бай, бай, мое дитя."
Бесік — это колыбель. Считается священной реликвией каждой семьи и предается из поколения в поколение.
В той песне недаром упоминается о белой колыбели. Белый цвет — это символ всего светлого, символ надежды, надежды на лучшее будущее.
Колыбель для русского народа также имела особое значение, как символ хорошей жизни, поэтому мама, которая пела ребенку колыбельную песню, представляла себе богатую колыбель:
" Баю, баюшки, баю,
Баю Сашеньку мою.
Как в высоком терему,
В шитом бранном пологу,
Там висит ли колыбель
На серебряном цепу,
На шелковом поясу.
Нянюшки и мамушки,
Что качают там дитю,
Величают там дитю.
Спи, дитятко, почивай,
Свои глазки закрывай."
Народные колыбельные песни возникли очень давно, поэтому они близки к заговорам. Далекие предки верили, что во всех окружающих предметах, явлениях есть душа, и, если с ними говорить, то можно приманивать хорошее и отпугивать плохое.