1839 год, 9 марта (21 марта)– родился в cеле Карево Псковской губернии, в семье помещика, представителя рода Рюриковичей.
1849 – поступил в Петропавловскую школу в Петербурге.
1852 — поступил в Школу гвардейских подпрапорщиков.
1856 – несмотря на отсутствие соответствующей подготовки, начал писать оперу на сюжет произведения французского писателя-романтика Виктора Гюго;
поступил в гвардейский Преображенский полк.
1857 – Модест познакомился с композитором Александром Сергеевичем Даргомыжским и Ц. Кюи, а через них — с композитором, пианистом и дирижером Милием Алексеевичем Балакиревым (которого уговорил преподавать ему основы композиции) и с художественным и музыкальным критиком Владимиром Васильевичем Стасовым;
вскоре Мусоргский стал участником «Могучей кучки».
1858 – после нервного или духовного кризиса, Модест Петрович Мусоргский уволился из армии.
1859 – первое посещение Москвы.
1863-1865 – работал над либретто и музыкой оперы «Саламбо» по одноименной повести французского писателя Гюстава Флобера;
служил чиновником одного из министерств и жил в «коммуне» вместе с пятью молодыми людьми.
1865 – случился первый серьезный запой (возможно, это была реакция на смерть матери).
1867 – был отчислен со службы.
1867, лето – Модест Мусоргский провел в Минкино, имении своего старшего брата. Там он написал свое первое значительное произведение для оркестра — «Ночь на Лысой горе».
1867, осень – Мусоргский общался в Санкт-Петербурге с Даргомыжским, чьи опыты по обновлению вокальной декламации вызвали активный интерес «Могучей кучки».
1869 – вернулся на государственную службу и в относительно спокойной обстановке смог завершить первоначальный вариант оперы «Борис Годунов» на собственное либретто по Александру Сергеевичу Пушкину и Николаю Михайловичу Карамзину.
1870 – Модест Петрович Мусоргский завершил вокальный цикл «Детская» на собственные слова.
1872 – опера была отвергнута вновь; тем не менее отрывки из нее стали исполняться публично, а ее клавир вышел в издательстве В. Бесселя.
1874 – состоялась премьера «Бориса Годунова», которая с большим успехом.
1880, январь – Модест Мусоргский вынужденно покинул государственную службу; Леонова предоставила ему кров и работу в своей школе пения.
1881, февраль – был помещен в Николаевский солдатский госпиталь, где умер месяц спустя.
МУЗЫКА«Риголетто» — одно из наиболее известных произведений Верди. Действие оперы строится на резких драматических контрастах. В центре ее острая психологическая драма, многосторонне очерчивающая образ Риголетто — язвительного придворного шута, нежного, глубоко страдающего отца, грозного мстителя. Ему противостоит легкомысленный и развращенный герцог, обрисованный на фоне придворной жизни. Душевная чистота, беззаветная преданность олицетворены в образе юной Джильды.Эти контрастные характеры выпукло, с замечательным богатством психологических оттенков воплощены в музыке оперы.В оркестровом вступлении звучит трагическая мелодия проклятья, которая имеет в опере важное значение; она сменяется беззаботной музыкой бала, открывающей первый акт. На фоне танцев и хоров танцевального склада звучит блестящая жизнерадостная герцога «Та иль эта — я не разбираю». Напряженный драматизм вносит проклятье Монтероне «Вновь оскорбленье»; патетическая вокальная мелодия поддерживается грозным нарастанием оркестровой звучности.Во втором акте2 сцена со Спарафучиле и эпизод похищения своей зловещей окраской оттеняют светлые эпизоды, связанные с образом Джильды. Небольшой дуэт Риголетто и Спарафучиле предваряется мотивом проклятья. В монологе Риголетто «С ним мы равны» раскрывается широкий диапазон переживаний героя: проклятье судьбе, насмешки над герцогом, ненависть к придворным, нежная любовь к дочери. Дуэт Риголетто и Джильды пленяет лирически теплыми напевными мелодиями. Дуэт Джильды и герцога начинается в мечтательных тонах; красивая мелодия признания герцога «Верь мне, любовь — это солнце и розы» согрета искренним чувством. Колоратурная ария Джильды «Сердце радости полно» воплощает образ счастливой любящей девушки. Ее светлому, безмятежному настроению противопоставлен тревожный колорит сцены похищения, в центре которой — таинственный, приглушенный хор придворных «Тише, тише».Третий акт начинается арией герцога «Вижу голубку милую»; певучая мелодия передает нежное, восторженное чувство. За арией следует хвастливый хор придворных. В большой драматичной сцене переданы душевные муки Риголетто; взоры гнева («Куртизаны, исчадье порока») сменяются страстной мольбой («О синьоры, сжальтесь вы надо мною»). Дуэту Риголетто и Джильды предшествует бесхитростный рассказ Джильды «В храм я вошла смиренно»; затем голоса героев объединяются в просветленной и скорбной мелодии. Мрачным контрастом звучит проклятье Монтероне. Ему отвечают полные решимости фразы Риголетто «Да, настал час ужасного мщенья».В четвертом акте важное место занимает характеристика герцога — популярнейшая песенка «Сердце красавицы». В музыке квартета с замечательным совершенством воплощены противоречивые чувства: любовное признание герцога, задорные, насмешливые ответы Маддалены, скорбные вздохи Джильды, мрачные реплики Риголетто. Следующая сцена, сопровождаемая хором за кулисами, поющим с закрытым ртом, проходит на фоне грозы, которая подчеркивает душевное смятенье Джильды; драматизм достигает апогея в тот момент, когда доносится беззаботная песенка герцога. Заключительный дуэт Риголетто и Джильды «Там, в небесах»3 перекликается с их дуэтом второго акта; в конце оперы вновь грозно звучит мотив проклятья.
Б53: до - ми - соль М53: до - ми♭ - соль Б6: до - ми♭ - ля♭ М6: до - ми - ля Б64: до - фа - ля М64: до - фа - ля♭ ув53: до - ми - соль# ум53: до - ми♭ - соль♭ D7: до - ми - соль - си♭ D65: до - ми♭ - соль♭ - ля♭ D43: до - ми♭ - фа - ля D2: до - ре - фа# - ля мVII7: до - ми♭ - соль♭ - си♭ умVII7: до - ми♭ - соль♭ - си♭♭
1839 год, 9 марта (21 марта)– родился в cеле Карево Псковской губернии, в семье помещика, представителя рода Рюриковичей.
1849 – поступил в Петропавловскую школу в Петербурге.
1852 — поступил в Школу гвардейских подпрапорщиков.
1856 – несмотря на отсутствие соответствующей подготовки, начал писать оперу на сюжет произведения французского писателя-романтика Виктора Гюго;
поступил в гвардейский Преображенский полк.
1857 – Модест познакомился с композитором Александром Сергеевичем Даргомыжским и Ц. Кюи, а через них — с композитором, пианистом и дирижером Милием Алексеевичем Балакиревым (которого уговорил преподавать ему основы композиции) и с художественным и музыкальным критиком Владимиром Васильевичем Стасовым;
вскоре Мусоргский стал участником «Могучей кучки».
1858 – после нервного или духовного кризиса, Модест Петрович Мусоргский уволился из армии.
1859 – первое посещение Москвы.
1863-1865 – работал над либретто и музыкой оперы «Саламбо» по одноименной повести французского писателя Гюстава Флобера;
служил чиновником одного из министерств и жил в «коммуне» вместе с пятью молодыми людьми.
1865 – случился первый серьезный запой (возможно, это была реакция на смерть матери).
1867 – был отчислен со службы.
1867, лето – Модест Мусоргский провел в Минкино, имении своего старшего брата. Там он написал свое первое значительное произведение для оркестра — «Ночь на Лысой горе».
1867, осень – Мусоргский общался в Санкт-Петербурге с Даргомыжским, чьи опыты по обновлению вокальной декламации вызвали активный интерес «Могучей кучки».
1869 – вернулся на государственную службу и в относительно спокойной обстановке смог завершить первоначальный вариант оперы «Борис Годунов» на собственное либретто по Александру Сергеевичу Пушкину и Николаю Михайловичу Карамзину.
1870 – Модест Петрович Мусоргский завершил вокальный цикл «Детская» на собственные слова.
1872 – опера была отвергнута вновь; тем не менее отрывки из нее стали исполняться публично, а ее клавир вышел в издательстве В. Бесселя.
1874 – состоялась премьера «Бориса Годунова», которая с большим успехом.
1880, январь – Модест Мусоргский вынужденно покинул государственную службу; Леонова предоставила ему кров и работу в своей школе пения.
1881, февраль – был помещен в Николаевский солдатский госпиталь, где умер месяц спустя.