родился петр ильич чайковский 25 апреля (7 мая) 1840 года в городе воткинск в многодетной семье инженера. в доме чайковского часто звучала музыка. его родители увлекались игрой на фортепиано, органе.
в биографии чайковского важно отметить, что уже в возрасте пяти лет он уже умел играть на фортепиано, еще через три года превосходно играл по нотам. в 1849 году семья чайковских переехала в алапаевск, а затем в санкт-петербург.
обучениепервоначальное образование чайковским было получено дома. затем петр два года занимался в пансионе, после чего – в училище правоведения петербурга. творчество чайковского в этот период проявлялось в факультативных занятиях музыкой. смерть матери в 1862 году сильно повлияла на ранимого ребенка. после окончания училища в 1859 году петр стал служить в департаменте юстиции.
в свободное время часто посещал оперный театр, особенно сильное впечатление на него оказали постановки опер моцарта и глинки.
проявив склонность к сочинению музыки, чайковский становится студентом консерватории петербурга. дальнейшие занятия в жизни петра ильича у великолепных преподавателей н. зарембы, а. рубинштейна во многом формированию музыкальной личности. после окончания консерватории композитор чайковский был приглашен николаем рубинштейном (братом преподавателя) в московскую консерваторию на должность профессора.
творческая и личная жизньмногие концерты чайковского были написаны во время работы в консерватории. опера «ундина»(1869) не была поставлена, автор уничтожил ее. лишь небольшая часть ее позже была представлена как чайковского «лебединое озеро».
стоит кратко отметить, что в 1877 году, чтобы избавиться от сплетен о своей нетрадиционной ориентации, чайковский решил жениться на студентке консерватории антонине милюковой. не испытывая к жене чувств, спустя несколько недель, он навсегда уехал от нее. с тех пор жили раздельно, они так и не смогли развестись в силу различных обстоятельств.
в 1878 году он покидает консерваторию и уезжает заграницу. в то же время чайковский близко общается с надеждой фон мекк – богатой поклонницей его музыки. она ведет с ним переписку, поддерживает его материально и морально.
за двухлетнее время проживания в италии, швейцарии появляются новые великолепные произведения чайковского – опера «евгений онегин», четвертая симфония.
в мае 1878 года чайковский делает вклад в детскую музыкальную – пишет сборник пьес для детей под названием «детский альбом».
после материальной надежды фон мекк, композитор много путешествует. с 1881 по 1888 года им было написано множество произведений. в частности, вальсы, симфонии, увертюры, сюиты.
наконец в биографии петра чайковского установился спокойный творческий период, тогда же автор сам смог дирижировать на концертах.
смерть и наследиеумер чайковский в петербурге 25 октября (6 ноября) 1893 от холеры. его похоронили в александро-невской лавре в санкт-петербурге.
именем великого композитора названы улицы, консерватории в москве и киеве, а также прочие музыкальные учреждения (институты, колледжи, училища школы) во многих городах бывшего . в его честь установлены памятники, его именем назван театр и концертный зал, симфонический оркестр и международный музыкальный конкурс.
Разрыв между «серьёзной» и «лёгкой» музыкой произошёл в XIX веке, в XVIII его ещё не существовало, и многие великие композиторы в том числе В.А. Моцарт и Ф. Шуберт.в той или иной мере отдали дань лёгким жанрам.
Лёгкая музыка, музыка, легко доступная для восприятия и предназначенная главным образом для развлекательных целей. Отличается несложным содержанием, доходчивостью муз. языка формы. Родственные лёгкой музыке. явления представляют эстрадная музыка и салонная музыка. Как правило, произведениям лёгкой музыки свойствен весёлый, жизнерадостный характер. Охватывает большой диапазон жанров — от танцев, маршей, песен до инструментальных рапсодий, сюит, попурри, фантазий на популярные темы, а также оперетт. В большей или меньшей степени лёгкой музыке отдали дань многие крупнейшие композиторы В. А. Моцарт, Ф. Шуберт и др.). Классические образцы лёгкой музыки. созданы в 19 в. И. Ланнером, отцом и сыном Штраусами, Ж. Оффенбахом и др. Видное место она занимает в современной музыкальной жизни. Широкое рас получила джазовая лёгкая музыка. В СССР и др. социалистических странах придаётся большое значение художественным качествам лёгкой музыки,которая занимает значительное место в музыкальном быту и служит культурно-развлекательным и задачам. Советские композиторы стремятся в области. лёгкой музыки творчески развивать лучшие традиции этого жанра, а также народного песенно-танцевального искусства.
Серьезная музыка тяжело воспринимается неподготовленным
слушателем. Там мелодия идет в постоянном развитии, иной раз меняясь
до не неузнаваемости. Она требует серьезного отношения. работы,чувств и мысли.
«Слишком много музыки»! Музыка на улице, в кафе, на вокзале, на танцплощадке, в кино, в парке, в поезде, на пароходах, в самолетах …
Музыка окружает как воздух, проливается как ливень, грохочет гром, окутывает как туман. Легкую музыку мы можем услышать почти везде, а наслаждаться серьезной музыкой только на культурных мероприятиях.
Музыку можно слушать по-разному : как ресторанный фон, как танцевальный шум, как оглушающий «звуковой наркотик»…
В легкую музыку не обязательно вслушиваться и вдумываться, а в серьёзную наоборот.
Иногда складывается ложное впечатление какую музыку слушают разные люди из-за их внешнего вид. В книге по музыке «Любимые и другие» есть статья, которая называется «Брно. Мотоциклы у собора» вот отрывок из нее: « Могуче и гордо звучит орган.
Как они слушают эту музыку, эти неверующие!
Лица девушек в брюках озарены каким-то светом, вдохновенны и благородны, а парни серьёзны и склонили головы. Музыка будто сделала их рыцарями – неважно, что они не в латах, а в джинсах…»
Мы считаем, что каждый человек должен слушать серьёзную музыку и расширять свой внутренний мир. У каждого должна быть любимая музыка. В некоторых больница в истории болезни уже появилась графа: «Любима музыка». Любимая музыка снимает нервное напряжение, возвращает душевное равновесие, «обезболивает душу». Часто это условие для выздоравливания тела.
Как пример серьезной музыки мы можем рассмотреть произведение Иоганна Себастьяна Баха (1685-1750) (приложение 1) «Ave Maria» и произведение Сергея Васильевича Рахманинова (1873 - 1943 г)