Музыкальный стиль Шопена отличается редким единством. Разумеется, развиваясь непрерывно на протяжении почти четверти века, его творчество через несколько различных фаз. Путь между его первым опусом («Рондо», 1825) и «Баркаролой» (1846) знаменует чуть ли не целую эпоху — от наивных фортепианных сочинений начала XIX века до изысканных звучаний, предвосхищающих пианизм Дебюсси. Можно без труда наметить несколько стадий: а) ранний, варшавский период; б) рубеж 1829—1831 годов; в) парижский период до «Прелюдий»; г) 40-е годы, отмеченные тяготением к симфонизированным, крупномасштабным формам; д) самые последние годы. И все же между произведениями Шопена 20-х и 40-х годов нет того резкого различия, какое характеризует, например, музыкальный стиль и язык раннего и позднего Бетховена или инструментальный стиль раннего и позднего Шуберта. Шопен очень скоро нашел свою собственную, «глубоко индивидуальную систему интонирования» (Асафьев), которая прежде всего и определила своеобразие его музыкального стиля в целом. «Шопеновская интонация», органичная и неповторимая, пронизывает все произведения польского композитора, живущие в современном репертуаре, и позволяет мгновенно определить их авторство, независимо от того, создавались ли эти произведения в юношеские годы или в самом конце творческого пути (из этого что то выбери
БЕТХОВЕН "ЛУННАЯ СОНАТА". ЭТО ПРОИЗВЕДЕНИЕ БЫЛО СОЗДАНО БЕТХОВЕНОМ В САМЫЙ ТЯЖЕЛЫЙ ПЕРИОД ЕГО ЖИЗНИ, КОГДА ОН ПЕРЕЖИВАЛ БЕЗОТВЕТНУЮ ЛЮБОВЬ К ГРАФИНЕ ДЖУЛЬЕТТЕ ГВИЧЧАРДИ. В ЭТО ЖЕ ВРЕМЯ К КОМПОЗИТОРУ ПРИШЛА НЕОБРАТИМАЯ ГЛУХОТА. СЛУШАЯ СОНАТУ МЫ МОЖЕМ ПРЕДСТАВИТЬ КАРТИНУ ЛУННОЙ НОЧИ: НЕ ПРОСТО ОДНОЙ КАКОЙ - ТО НОЧИ , А ИМЕННО ДУХА ЛУННОЙ НОЧИ С ЕЕ ТАИНСТВЕННЫМИ ШОРОХАМИ И АРОМАТАМИ, С БЕСКРАЙНИМ ЗВЕЗДНЫМ НЕБОМ - НЕОБОЗРИМЫМ И ЗАГАДОЧНЫМ. СОНАТА ПОВЕСТВУЕТ НАМ О ПЕЧАЛИ - НЕ ПРОСТО ПЕЧАЛИ ЛУННОЙ НОЧИ, НО ВСЕЙ ПЕЧАЛИ МИРА, ВСЕХ ЕГО СЛЕЗАХ, СТРАДАНИЯХ И ТОСКЕ.КАЖДЫЙ УГАДЫВАЕТ В ЭТОЙ СОНАТЕ СВОЙ СОБСТВЕННЫЙ ДУШЕВНЫЙ ОПЫТ.