Емкий смысл месы си минор выражен в 24 номерах, которые объединяются тремя образными сферами: первая - скорби и страдания; вторая - радости и торжества; третья - светлого созерцания и лирических размышлений.
Две первые сферы проходят путь развития через всю мессу, а третья сфера имеет значение связующего, промежуточной между ними. Основной драматургический принцип мессы - контраст образов, который от раздела к разделу непрерывно углубляется.
4. Sanctus - "Свят", который меняется провозглашением Osanna - "Хвала", 3 номери, (№20 – 22) ;
Средний эпизод Benedictus - «Благословен».
5. Agnus Dei - "Агнец Божий", 2 номера, (№23, 24).)
Первая часть "Kyrie eleison" состоит из трех номеров: двух хоров, которые обрамляют эту часть, и дуэта двух сопрано.
Си-минорный хор (№1) открывает путь развития образов скорби, мольбы и грусти; Ре-мажорный дуэт (№2) дает начало образам светлого созерцания.
Вторая часть "Gloria" имеет больше текста, чем в "Kyrie", в соответствии большее количество номеров - 4 хоровых и 4 сольно-ансамблевых номера. Опорой композиции является хоры №4 и №11.
Хор № 4 "Gloria" (D-dur) поражает, буквально ослепляет своим началом: торжественно блестяще вступают трубы; мелодия поднимается по звукам Ре-мажорного трезвучия; легкий танцевальный движение на 3/8 напоминает музыку оркестровых сюит Баха. В этом хоре впервые экспонируется вторая важная образная сфера - радости и торжества. Радость становится всеобъемлющей, когда с оркестром вступает хор. Голоса буквально взлетают вверх, то перекликаются между собой, то с оркестром.
Внутренний контраст возникает благодаря лирическому хора № 8 "Qui tollis" ( «Ты, принявший на себя грехи мира»), в котором царит минорный лад, секундовые «интонации морковь», камерное звучание.
Пятая часть "Agnus Dei" содержит всего два номера: ария альта (№23, g-moll) и хор "Dona nobis pacem" (№24, D-dur).
Ария альта является переработанной духовной кантатой №11, такое у Баха встречается в других произведениях тоже. Переработка теперь стала лучшей лирической арией композитора, высоким образцом скорбной трагедийности в мессе.
Живописная музыка - это такая музыка, слушая которую, перед глазами слушателей появляются живописные образы, вложенные в произведение самим композитором. И наоборот: музыкальная живопись - живопись настолько изящная и утонченная, что впечатления от нее невозможно передать словами, лишь мелодией. Ярким примером живописной музыки является фортепианный цикл П.И. Чайковского "Времена года". Используя различные музыкальные средства, слушатель отчетливо представляет себе все те пейзажи и образы, которые композитор вложил в свое творение. Также нельзя не выделить вальсы Шопена, слушая которые, душа поет, тело пускается в пляс, а на лице появляется улыбка. При их прослушивании перед нами отчетливо предстает картина бала XIX века. В качестве примера музыкальной живописи приведу знаменитых художников-импрессионистов: Клод Моне ("Руанский собор", "Пляж в Пурвиле", "Кувшинки"), Огюст Ренуар ("Завтрак гребцов", "Девушки за фортепьяно"), а также постимпрессиониста Винсента Ван Гога ("Цветущие ветки миндаля", "Звездная ночь", "Сад Добиньи")
Емкий смысл месы си минор выражен в 24 номерах, которые объединяются тремя образными сферами: первая - скорби и страдания; вторая - радости и торжества; третья - светлого созерцания и лирических размышлений.
Две первые сферы проходят путь развития через всю мессу, а третья сфера имеет значение связующего, промежуточной между ними. Основной драматургический принцип мессы - контраст образов, который от раздела к разделу непрерывно углубляется.
(1. Kyrie eleison - "Господи помилуй", 3 номера, (№1 – 3);
2. Gloria - "Слава", 8 номеров, (№4 – 11) ;
3. Credo - "Верую", 8 номерів, (№12 – 19);
4. Sanctus - "Свят", который меняется провозглашением Osanna - "Хвала", 3 номери, (№20 – 22) ;
Средний эпизод Benedictus - «Благословен».
5. Agnus Dei - "Агнец Божий", 2 номера, (№23, 24).)
Первая часть "Kyrie eleison" состоит из трех номеров: двух хоров, которые обрамляют эту часть, и дуэта двух сопрано.
Си-минорный хор (№1) открывает путь развития образов скорби, мольбы и грусти; Ре-мажорный дуэт (№2) дает начало образам светлого созерцания.
Вторая часть "Gloria" имеет больше текста, чем в "Kyrie", в соответствии большее количество номеров - 4 хоровых и 4 сольно-ансамблевых номера. Опорой композиции является хоры №4 и №11.
Хор № 4 "Gloria" (D-dur) поражает, буквально ослепляет своим началом: торжественно блестяще вступают трубы; мелодия поднимается по звукам Ре-мажорного трезвучия; легкий танцевальный движение на 3/8 напоминает музыку оркестровых сюит Баха. В этом хоре впервые экспонируется вторая важная образная сфера - радости и торжества. Радость становится всеобъемлющей, когда с оркестром вступает хор. Голоса буквально взлетают вверх, то перекликаются между собой, то с оркестром.
Внутренний контраст возникает благодаря лирическому хора № 8 "Qui tollis" ( «Ты, принявший на себя грехи мира»), в котором царит минорный лад, секундовые «интонации морковь», камерное звучание.
Пятая часть "Agnus Dei" содержит всего два номера: ария альта (№23, g-moll) и хор "Dona nobis pacem" (№24, D-dur).
Ария альта является переработанной духовной кантатой №11, такое у Баха встречается в других произведениях тоже. Переработка теперь стала лучшей лирической арией композитора, высоким образцом скорбной трагедийности в мессе.