Классической называют музыку, которая испытание временем. Это означает, что музыка, написанная много веков назад, до сих пор популярна и востребована и в наше время. Отражая в себе вечные темы искусства, классическую музыку слушают до сих пор, чтобы найти ответы на уже современные вопросы.
Чтобы исполнять классическую музыку, нужны инструменты. Ведущее место среди инструментов для исполнения такой музыки занимают струнные смычковые инструменты - альты, скрипки, виолончели, контрабасы, но также деревянные духовые, медные духовые и ударные инструменты, представлявшие из себя малый симфонический, или бетховенский оркестр. Состав такого оркестра сложился в девятнадцатом веке и с тех пор претерпел некоторые изменения. В симфонический оркестр позже стали включать арфы, колокола, английский рожок. В начале века дирижер также исполнял музыкальные партии, но затем ему пришлось покинуть место у инструмента. К жанрам инструментальной классической музыки относятся, например, симфонии, концерты, этюды. Также существуют вокальные симфонии, исполняемые без музыкального сопровождения, где в роли инструментов выступают разные голоса хора.
Классическая музыка, духовная и светская, умело совмещающая в себе и черты народного искусства, и авторские черты, получила огромное признание и оказала значительное влияние на поколения людей.
Духовная музыка — музыкальные произведения, связанные с текстами религиозного характера, предназначенные для исполнения во время церковной службы или в быту. Под духовной музыкой в узком смысле подразумевают церковную музыку христиан; в широком смысле духовная музыка не исчерпывается сопровождением богослужения и не ограничивается христианством. Тексты сочинений духовной музыки могут быть как каноническими (например, католическая месса), так и свободными, написанными на основе или под влиянием священных книг (для христиан — Библии).
Месса - многочастное циклическое вокально-инструментальное произведение на текст определенных разделов главного богослужения католической церкви. В православной церкви ему соответствует литургия.
Судьба "Высокой мессы" необычна - преназначенная для церковного богослужения, она никогда не исполнялась в церкви.
В "Высокой мессе" - 24 номера (15 хоров, 3 дуэта, 6 арий). Состав исполнителей: смешанный хор, солисты (сопрано, альт, тенор, бас), оркестр и орган.
Месса относится к вокально-драматическому жанру, ее драматургия основана на раскрытии контрастных образов, свойственных сценическим жанрам.
Идея Мессы - "от страдания к радости" - воплощается через сопоставление двух образных сфер. Первая сфера - это образы скорби, горести и страдания, "вздохи и слезы", исполненные величием духа. Вторая, контрастная первой, - образы радости, света и ликования, триумфа правды и активного действия. Эту сферу можно считать вполне мирской, земной, жизненной.
Всенощная - это богослужение православной церкви, которое совершается вечером накануне воскресенья и праздников и объединяет службы вечерню и утреню.
"Всенощное бдение" было написано в тяжелое для страны время Первой мировой войны (в начале 1915г). Торжественная песнь, воспевающая красоту земли русской, доброту и силу людей, тепло материнского чувства, прозвучала как противостояние несправедливости и бесчеловечности войны, как отклик на людские страдания.
"Всенощную" Рахманинова называют замечательным созданием музыкального зодчества России, фундаментом которого явились древние песнопения. Подобно хоралам и "Высокой мессе" Баха, музыка "Всенощной отражает чувства, размышления о жизни и смерти.
Это произведение могло родиться только в России. Во всем русском хоровом искусстве трудно найти другое такое сочинение, в котором бы русский характер, образы родной природы, высокое этическое и нравственное чувство были выражены сильнее. Озвученный облик Родины - так можно определить художественную идею "Всенощной".