Михаил Иванович Глинка - основоположник русской музыкальной классики.
Это хрестоматийное определение как-то стерлось и потускнело от частого употребления. Иной раз даже может возникнуть сомнение: а так ли оно точно? Разве в России до Глинки не было мастеров, которых мы подчас заново открываем? Оперы Бортнянского и Пашкевича с успехом идут в московском Камерном музыкальном театре, а хоровые шедевры русских мастеров-распевщиков XVI и XVII веков, имена которых ранее были известны только знатокам, украшают программы концертов, фестивалей, конкурсов.
И все-таки место Глинки - особое. В его творениях нам слышен и голос самого художника, и голос времени- самые яркие и лучшие черты которого он уловил и запечатлел. Время это было трудное и сложное - время великих надежд и великих разочарований. Два события определили его облик. Первое - победоносная воина с Наполеоном, в которой русский народ показал и воинскую доблесть, и невиданную силу духа, Она пробудила в лучших умах России уверенность в том, что такой народ сумеет уничтожить или хотя бы обуздать самовластье и добиться свободы. Здесь лежали корни второго события - восстания декабристов. закончившегося трагедией на Сенатской площади, казнью или ссылкой честных и благородных людей России.
Но наперекор историческим испытаниям именно тогда, в первой половине XIX века, Россия выдвинула плеяду талантливых людей, уверенно поставивших ее молодое искусство в один ряд с уже зрелыми национальными школами. Современниками Глинки и почти его ровесниками были Пушкин. Гоголь. Баратынский, Тютчев. Девятью годами старше- Грибоедов, десятью моложе - Лермонтов. Им на смену пришли младшие современники, первые успехи которых совпадают с годами полного расцвета творчества Глинки: Некрасов, Достоевский, Тургенев, Лев Толстой.
Разные характеры, разные таланты, разные судьбы. И все же - это единая национальная русская школа. Их объединила прежде всего вера в созидательный дух народа н стремление прикоснуться к живому источнику его искусства - отражению "чаяний и ожиданий народных", как много лет спустя назвал русскую песню В. И. Ленин. Вспомним и слова Глинки: "Создаем не мы, создает народ, а мы, художники, только записываем и аранжируем". Слова эти относятся не только к музыке. Разве не народом создан характер главного героя оперы Глинки - Ивана Сусанина? Но композитор первый - и не только в опере, а вообще в театре - поставил крестьянина-героя в центре трагического конфликта. Это определило и музыкальные особенности.
Потому и удалось Глинке в своей опере "возвысить народный напев до трагедии", как выразился его современник и друг Одоевский.
Произведения Глинки, в которых и нравственные, и эстетические идеалы русского искусства выражены в прекрасной художественной форме, стали первыми образцами русской музыкальной классики. О знаменитой глинкинской "Камаринской" Чайковский однажды сказал крылатую фразу: "В ней, как дуб в желуде, заключена вся русская симфоническая музыка". Таким же "желудем" или зерном, из которого выросла вся русская оперная классика, стали и оперы Глинки. Первая из них - "Иван Сусанин" - определила путь русской исторической оперы от "Псковитянки" Римского-Корсакова и "Бориса Годунова" Мусоргского до "Войны и мира" Прокофьева. А вторая - "Руслан и Людмила" -- стала родоначальницей и всей "русской музыки о Востоке" (по выражению академика Асафьева) , и музыки всяческих сказочных волшебств и очарований в творчестве Римского-Корсакова, Бородина, Балакирева. Самые большие музыканты нашего времени не раз признавались, что как бы хорошо они не знали музыку Глинки, но слушая ее снова и снова, они всякий раз открывают в ней что-то новое и не устают учиться.
Відповідь:
Сергі́й Васи́льович Рахма́нінов (20 березня (1 квітня) 1873, Семьоново, Новгородська губернія, Російська імперія) — 28 березня 1943, Беверлі-Гіллз, Каліфорнія, США) — російський композитор, піаніст і диригент, один із яскравих представників фортепіанного мистецтва. Відіграв визначну роль у формуванні Київської консерваторії.
народився 1 квітня 1873 у дворянській родині в Старорусському повіті Новгородської губернії в маєтку Онег. Рід Рахманінових, імовірно,[7] сягає онука молдовського правителя Стефана Великого — Василя, прозваного Рахманіним. У сім'ї Рахманінових було шестеро дітей, Сергій став третьою дитиною.
Творчий шлях неодноразово перетинався з культурно-мистецьким життям Києва та інших міст України. 18 жовтня 1893 у Київському оперному театрі Сергій Рахманінов диригував своєю першою оперою — «Алеко». У рік київської прем'єри «Алеко» були видані романси Рахманінова за творами Тараса Шевченка у вільному перекладі російського поета Олексія Плещеєва — «Дума» й «Полюбила я на печаль свою». Менш відомою є обробка Сергія Рахманінова української народної пісні «Чоботи» для хору а капела. Ця обробка так і не була видана, її рукопис залишається в архіві у Москві.
Стиль Рахманінова, що виріс із пізнього романтизму, згодом зазнав значної еволюції: подібно до сучасників — Олександра Скрябіна та Ігоря Стравінського — Рахманінов принаймні двічі (після творчої кризи 1900 та після 1926) кардинально оновлював стиль своєї музики. Зрілий та, особливо, пізній стиль Рахманінова виходить далеко за межі постромантичної традиції («подолання» якої почалося ще в ранній період), і в той же час не належить жодній із стильових течій музичного авангарду XX ст. Творчість Рахманінова, таким чином, стоїть особняком в еволюції світової музики XX століття: увібравши багато досягнень імпресіонізму й авангарду, стиль Рахманінова залишився неповторно індивідуальним і своєрідним, що не має аналогів у світовому мистецтві (крім наслідувачів і епігонів). У сучасному музикознавстві часто використовується паралель із Л. ван Бетховеном: якщо Бетховен в своїй творчості виходить далеко за межі віденського класицизму, не примкнувши при цьому до романтиків і залишившись далеким від романтичного світогляду, то Рахманінов виходить далеко за межі російської композиторської традиції, однак уникає впливів жодної з сучасних йому стильових течій. Творчість Рахманінова прийнято умовно ділити на три або чотири періоди: ранній (1889—1897), зрілий (його іноді ділять на два періоди: 1900—1909 й 1910—1917) і пізній (закордонний) (1918—1941).
Пояснення: