Қара өлең - қазақтың ежелгі өлең түрі.Қара өлең әнге салып айтуға ыңғайлы. Әннің ырғақ ерекшеліктеріне қарай өлең жолдарындағы бунақтар орнын ауыстырып отырады. Әр шумақта жеке ой жатады. Мұндай ой жеңіл әзіл-оспақтан бастап, өмірдің мәні мен сәнін, ел қамы мен халық тағдырын қамтиды. Өлеңнің алғашқы екі жолындағы ой соңғы жолдардағы негізгі ойға қызмет етеді. Қара өлең көне заманнан бастау алып, тереңге тамыр байлаған. Оның үлгілері "Оғызнамада" (9 ғ.), Ж.Баласағұнидің "Құтадғу білігінде" (11 ғ.), М.Қашқаридың "Диуани лұғат ат-түркінде" (11 ғ.), А.Иүгінекидің "Ақиқат сыйында" (12 ғ.) кездеседі.
Сипаты жағынан орыстың "частушкасына", тәжіктін "ашуласына", латыштың "дайнасына", шығыс халықтарының "бәйіті" мен "ғазалына", өзбектің "қошығына" ұқсас. Қазіргі қазақ поэзиясында қара өлең үлгісі кең тараған.[1]
Антонио Вивальди (1678–1741 гг.) – великий итальянский композитор, дирижёр, музыкальный педагог. Ярчайший представитель скрипичного искусства первой половины 18 столетия. Биография Вивальди, наполненная яркими моментами, говорит о нем, как о сильной, разносторонней и целеустремленной личности.
Родился 4 марта 1678 года в Венеции в семье скрипача.
В биографии Антонио Вивальди первые уроки музыки были получены от отца. После пострижения в монахи в пятнадцатилетнем возрасте он через семь лет стал дьяконом, еще через три – священником.
Начиная с 1703 года Вивальди дает уроки скрипки. А в 1706 впервые в биографии Вивальди происходит публичное выступление (для французского посольства). Параллельно композитор дирижирует оркестром, руководит концертами. А в 1713 году становится управляющим консерватории «Пьета». В 1725 году издается цикл композитора под названием «Искус гармонии и инвенции». Знаменитые концерты Вивальди «Времена года» также входят в данный цикл. Для Вивальди музыка тех лет наполнена драматизмом. Большой вклад композитор внес в развитие ансамблево-оркестрового концерта. Произведения Вивальди для скрипки отличаются виртуозностью, лишь в 20 веке полное их собрание было опубликовано.
Покинув Венецию в 1740 году, Антонио Вивальди прибывает в Вену. В связи с политической ситуацией жизнь и творчество Антонио Вивальди тех времен не были отмечены большой популярностью. Забытый и больной, он умер 28 июля 1741 года. Однако произведение Антонио Вивальди «Времена года», существенное развитие инструментальной музыки, надолго сохранили память о великом композиторе.