Хорезмские макомы - один из локальных макомных разновидностей, распространенных в Узбекистане. Цикл «Хорезмские макомы» сформировался на основе Шашмакома и музыкальных традиций Хорезма на рубеже ХVIII – ХIХ веков и включает в себя макомы – Рост, Бузрук, Наво, Дугох, Сегох, Ирок и Панджгох (на практике их называют "Шесть с половиной маком" или "Хорезмский Шашмаком").
Каждый маком, в свою очередь, подразделяется на два раздела: инструментальный – Чертим йули (Мансур) и вокальный – Айтим йули (Манзум). Инструментальный раздел объединяет цикл инструментальных произведений – «Танимаком», «Тарджи», «Гардун», «Пешрав», «Мухаммас», «Сакил» и «Уфар», исполняемых сольно или инструментальным ансамблем. При этом ведущим инструментом был танбур, настрой которого и определял строй-лад каждого макома. Вокальный раздел включает вокально-инструментальные произведения – «Танимаком», «Талкин», «Наср» и «Уфар» («Тарона» исполнялись только после Танимакома), а также характерные для Хорезма «Накш», «Сувора», «Фарёд» и «Мукаддима», исполняемых сольно в сопровождении инструментального ансамбля (в качестве поэтических текстов использовались стихи классиков восточной поэзии – Хафиза, Джами, Навои, Физули, Муниса, Огахи, Феруза, Камила Хорезми, Аваз Утара, Атои и др. лирико-любовного, философского, дидактического и религиозного содержания). Характерные для Хорезма инструментальные и вокальные произведения, а также дополнительные произведения Шашмакома вошли в цикл Хорезмские макомы. Хотя между Шашмакомом и Хорезмскими макомами есть определенные общие черты, но тем не менее мелодические построения и их развития, усульная система и стили исполнения отличаются. Цикл включает в себя более 200 произведений, исполняемых ведущими музыкантами и певцами Хорезма с использованием своих локальных традиций и музыкальных диалектов.
Макомы были ведущими жанрами светской придворной музыки. Наивысшего расцвета Хорезмские макомы получили при правлении Мухаммада Рахимхана Сони (1864-1910), который известен как поэт и музыкант под псевдонимом Феруз. Его поэтические и музыкальные произведения вошли в цикл Хорезмские макомы, а также в вокальные произведения Сувора, Накш, Мухаммас, Мусаддас. Носителями макомных традиций в Хорезме были Ниязжон Хожа, Худойберган Мухркан, Матякуб Харрат, Мадрахим Шерози, Матпано ота Худойберганов, Матюсуф Харратов, Ходжихон Болтаев, Камилджан Отаниязов, Рузимат Джуманиязов и др.
Разлука. куплет №1 Em Am Ничего, не сказав, D Em тихо, медленно ты ушла, с болью я об этом узнал, и я понял нет тебя. куплет №2 Что мне делать, без тебя, я всегда тобою болел, ведь любил одну лишь тебя, на других я, не смотрел. Припев: 2 раза. Em Am Я ведь любил, D Em одну тебя, Em Am Am я любил тебя, тебя, D Em Em лишь тебя одну, одну. куплет №3 Помню я цветы, всё дарил, и тебе сто раз говорил, навсегда с тобой, буду я, словно небо и земля, куплет №4 Что мне делать, без тебя, я всегда тобою болел, ведь любил одну лишь тебя, на других я, не смотрел. Припев: 2 раза. Соло Припев: 2 раза.
Герои картин Ватто часто находятся в ситуации визуального диалога. Изобразительное пространство словно пронизано «трассами» взглядов задумчивых, мечтательных, рассеянных, нежных, просительных, кокетливых, грустных, насмешливых, равнодушных... Причем к любому из подобных эпитетов можно добавить «чуть-чуть», ибо Ватто неизменно уклоняется от изображения сильных страстей и ясно выраженных эмоций.
В картине «Капризница» художник изобразил воображаемых героев — преднамеренно безразличную леди и рядом с ней внимательного и настойчивого спутника. Ватто с нежной иронией показывает как они флиртуют — кокетливо и вместе с тем невинно — и в результате работы кисти Ватто получилась теплая и очаровательная живопись.
Картина «Затруднительное предложение» — поэтический рассказ о тихой беседе на лоне природы и внезапном прерывании отношений, без какого-либо театрального пафоса и возвышенных страстей, которые сопровождали бы, например, жанровую картину подобной тематики, если бы она была исполнена в стиле академической школы живописи того времени. Художник показывает всего лишь один уникальный момент во взаимоотношениях своих героев и точно передает их едва заметные эмоции и нюансы чувств.
вроде правильно
может и нет
Хорезмские макомы - один из локальных макомных разновидностей, распространенных в Узбекистане. Цикл «Хорезмские макомы» сформировался на основе Шашмакома и музыкальных традиций Хорезма на рубеже ХVIII – ХIХ веков и включает в себя макомы – Рост, Бузрук, Наво, Дугох, Сегох, Ирок и Панджгох (на практике их называют "Шесть с половиной маком" или "Хорезмский Шашмаком").
Каждый маком, в свою очередь, подразделяется на два раздела: инструментальный – Чертим йули (Мансур) и вокальный – Айтим йули (Манзум). Инструментальный раздел объединяет цикл инструментальных произведений – «Танимаком», «Тарджи», «Гардун», «Пешрав», «Мухаммас», «Сакил» и «Уфар», исполняемых сольно или инструментальным ансамблем. При этом ведущим инструментом был танбур, настрой которого и определял строй-лад каждого макома. Вокальный раздел включает вокально-инструментальные произведения – «Танимаком», «Талкин», «Наср» и «Уфар» («Тарона» исполнялись только после Танимакома), а также характерные для Хорезма «Накш», «Сувора», «Фарёд» и «Мукаддима», исполняемых сольно в сопровождении инструментального ансамбля (в качестве поэтических текстов использовались стихи классиков восточной поэзии – Хафиза, Джами, Навои, Физули, Муниса, Огахи, Феруза, Камила Хорезми, Аваз Утара, Атои и др. лирико-любовного, философского, дидактического и религиозного содержания). Характерные для Хорезма инструментальные и вокальные произведения, а также дополнительные произведения Шашмакома вошли в цикл Хорезмские макомы. Хотя между Шашмакомом и Хорезмскими макомами есть определенные общие черты, но тем не менее мелодические построения и их развития, усульная система и стили исполнения отличаются. Цикл включает в себя более 200 произведений, исполняемых ведущими музыкантами и певцами Хорезма с использованием своих локальных традиций и музыкальных диалектов.
Макомы были ведущими жанрами светской придворной музыки. Наивысшего расцвета Хорезмские макомы получили при правлении Мухаммада Рахимхана Сони (1864-1910), который известен как поэт и музыкант под псевдонимом Феруз. Его поэтические и музыкальные произведения вошли в цикл Хорезмские макомы, а также в вокальные произведения Сувора, Накш, Мухаммас, Мусаддас. Носителями макомных традиций в Хорезме были Ниязжон Хожа, Худойберган Мухркан, Матякуб Харрат, Мадрахим Шерози, Матпано ота Худойберганов, Матюсуф Харратов, Ходжихон Болтаев, Камилджан Отаниязов, Рузимат Джуманиязов и др.