Произведения о музыке писали многие авторы,складывались былины и сказки и народ наделял музыку и музыкальные инструменты волшебными свойствами,благодаря музыке добро побеждало зло,а человека музыка делала лучше,добрее,богаче душой и мудрее мыслями. Сказка-быль "Садко" рассказывает удивительную историю о купце,который своей игрой на гуслях очаровал Морского Царя.Сила и красота его музыки обратила внимание и святого старца,Николая Угодника.Читая Садко ,можно представить себя на дне морском и услышать удивительную струнную музыку.Фрагменты из оперы Римского-Корсакова дадут нам представление о звучании "морской музыки",с арфы,скрипки,виолончели вокруг раскинется океан музыки. Братья Гримм написали сказку "Бременские музыканты",где всех объединила любовь к музыке и умение её исполнять.Композитор Гладков написал замечательную музыку к этой сказке. "Соловей" Г.Андресена победил смерть живой музыкой,в которой есть душа.Послушаем романс "Соловья" Алябьева и почувствуем очарование живой музыки. Множество стихотворений стали основой для музыкальных произведений.Глинка написал музыку к знаменитому Пушкинскому произведению "Я помню чудное мгновенье",Рахманинов написал романс "Сирень" на стихи О. Слободской. "Повесть о слепом музыканте " Короленко -чувства главного героя можно передать ,прослушав произведения Альбинони,Глюка.Состояние главного героя передают чудесная музыка,с оттенком грусти. Рассказ Паустовского "Корзина с еловыми шишками" ,где встреча композитора с девочкой определила её судьбу понять прекрасное,что такое красота музыки.Прослушав произведение Грига "Утро",можно увидеть встречу девочки и великого мастера,а "Лунная соната" Бетховена очень точно передаст чувства,которые Дагни испытала после концерта. Мир музыки и поэзии созвучен,прозу можно услышать в мелодии,а музыка чудес , волшебства сказок и былин, делают нашу жизнь прекрасней.
Работа над музыкой к трагедии Гёте «Эгмонт» протекала в годы высшего подъема творчества Бетховена. В этом произведении Гёте многое привлекало Бетховена: героические образы, трагедийный пафос, массовые народные сцены. Темой трагедии Гёте стала борьба народа Нидерландов за независимость в XVI веке против испанского владычества. Герой и вождь фламандцев граф Эгмонт стал жертвой коварных замыслов герцога Альбы – наместника испанского короля. Эгмонт был брошен в тюрьму и приговорен к смерти. Его возлюбленная Клерхен девушка из народа, призывает горожан к восстанию. Отчаявшись Эгмонта, она погибает.
Накануне казни Эгмонт видит сон. Перед ним в облике Клерхен возникает сияющее видение свободы. Со словами, обращенными к народу: «За родину сражайтесь!.. за вольность, за свободу» - Эгмонт идет к месту казни. Шествие его сопровождает звучание Победной симфонии.
Открывается увертюра медленным вступлением, в котором уже завязывается узел всей драмы. В основе вступления две темы. Первая из них воплощает идею власти, испанского владычества, угнетения. Она написана в ритме старинного испанского танца-шествия сарабанды. Вторая тема является выражением народной скорби и страданий. В ней как эхо перекликаются интонации вздоха.
В заключительной части увертюры радостное стремительное настроение мирной жизни, и воинственные звуки триумфальной битвы увлекают слушателя, а конец произведения венчают аккорды, возвещающие победу добра.
Челеста
итал. celesta от celeste «небесный»