Гавот — крестьянский хороводный танец, возникновение которого почти все источники относят к самому началу XVI столетия. Танец зародился в 16 веке в местечке Бретани, а также – во французских центральных и южных районах. Название «гавот» — от слова gavoto, что означает «житель области Овернь». В 18 веке Ж.-Б. Люлли ввел танец в репертуар салонной и придворной музыки. Темп гавота спокойный, умеренный, музыкальный размер – 4\4 или 2\2, движение начинается из затакта на две четверти или две восьмых. Гавот условно можно разделить на две части, по восемь тактов в каждой. Настроение танца мажорное и приподнятое, исполняется гавот с особым изяществом и аккуратностью.Французские крестьяне исполняли его легко, плавно, грациозно, под народные песни и волынку. Схема танца — открытый или закрытый круг, участники которого проделывали одни и те же движения. Каждый круг имел ведущую пару из числа лучших танцоров. Кавалер этой пары по своему вкусу варьировал движения, которые затем исполнялись остальными. В конце танца из круга выходила пара, которая продолжала танец. И когда это соло заканчивалось, молодой человек дарил своей партнерше букет цветов. Но гавот XVI века не получил широкого распространения и вскоре был забыт. Однако на рубеже XVII—XVIII веков гавот возрождается и быстро завоевывает одно из самых видных мест среди бытовых танцев. Его пропагандируют не только учителя танцев, но и самые известные художники: пары, исполняющие гавот, переходят на полотна Лайкре, Ватто, изящные позы танца запечатлеваются в фарфоровых статуэтках. Но решающая роль в возрождении этого танца принадлежит композиторам, которые создают очаровательные мелодии гавота и вводят их в самые различные музыкальные произведения. Гавот XVIII столетия совсем не похож на свой народный первоисточник. Теперь это галантный, жеманный и манерный танец — стиль рококо в хореографии. Чаще всего он исполняется одной парой. Усложняется н сам танцевальный язык. Его основными движениями стали не только pas chasse, pas balance, pas glissade, но и pas assemble, pas jete, entrechat quatre, pas emboite. Особой популярностью пользовался гавот, сочиненный известным танцовщиком и балетмейстером Г. Вестрисом («Гавот Вестриса»), относящийся, правда, к следующему столетию. Гавот долгое время входил в симфонии очень многих великих композиторов.
Был в жизни Дориана и такой период, когда он весь отдавался музыке, и тогда в его доме, в длинной зале с решетчатыми окнами, где потолок был расписан золотом и киноварью, а стены покрыты оливково-зеленым лаком, устраивались необыкновенные концерты: лихие цыгане исторгали дикие мелодии из своих маленьких цитр, величавые тунисцы в желтых шалях перебирали туго натянутые струны огромных лютней, негры, скаля зубы, монотонно ударяли в медные барабаны, а стройные, худощавые индийцы в чалмах сидели, поджав под себя ноги, на красных циновках и, наигрывая на длинных дудках, камышовых и медных, зачаровывали (или делали вид, что зачаровывают) больших ядовитых кобр и отвратительных рогатых ехидн. Резкие переходы и пронзительные диссонансы этой варварской музыки волновали Дориана в такие моменты, когда прелесть музыки Шуберта, дивные элегии Шопена и даже могучие симфонии Бетховена не производили на него никакого впечатления. Он собирал музыкальные инструменты всех стран света, даже самые редкие и старинные, какие можно найти только в гробницах вымерших народов или у немногих » « еще существующих диких племен, уцелевших при столкновении с западной цивилизацией. Он любил пробовать все эти инструменты. В его коллекции был таинственный «джурупарис» индейцев Рио-Негро, на который женщинам смотреть запрещено, и даже юношам это дозволяется лишь после поста и бичевания плоти; были перуанские глиняные кувшины, издающие звуки, похожие на пронзительные крики птиц, и те флейты из человеческих костей, которым некогда внимал в Чили Альфонсо де Овалле, и поющая зеленая яшма, находимая близ Куцко и звенящая удивительно приятно. Были в коллекции Дориана и раскрашенные тыквы, наполненные камешками, которые гремят при встряхивании, и длинный мексиканский кларнет, — в него музыкант не дует, а во время игры втягивает в себя воздух; и резко звучащий «туре» амазонских племен, — им подают сигналы часовые, сидящие весь день на высоких деревьях, и звук этого инструмента слышен за три лье; и «тепонацли» с двумя вибрирующими деревянными языками, по которому ударяют палочками, смазанными камедью из млечного сока растений; и колокольчики ацтеков, «иотли», подвешенные гроздьями наподобие винограда; и громадный барабан цилиндрической формы, обтянутый змеиной кожей, какой видел некогда в мексиканском храме спутник Кортеса, Бернал Диас, так живо описавший жалобные звуки этого барабана. Дориана эти инструменты интересовали своей оригинальностью, и он испытывал своеобразное удовлетворение при мысли, что Искусство, как и Природа, создает иногда уродов, оскорбляющих глаз и слух человеческий своими формами и голосами.
Танец зародился в 16 веке в местечке Бретани, а также – во французских центральных и южных районах. Название «гавот» — от слова gavoto, что означает «житель области Овернь». В 18 веке Ж.-Б. Люлли ввел танец в репертуар салонной и придворной музыки.
Темп гавота спокойный, умеренный, музыкальный размер – 4\4 или 2\2, движение начинается из затакта на две четверти или две восьмых. Гавот условно можно разделить на две части, по восемь тактов в каждой. Настроение танца мажорное и приподнятое, исполняется гавот с особым изяществом и аккуратностью.Французские крестьяне исполняли его легко, плавно, грациозно, под народные песни и волынку.
Схема танца — открытый или закрытый круг, участники которого проделывали одни и те же движения. Каждый круг имел ведущую пару из числа лучших танцоров. Кавалер этой пары по своему вкусу варьировал движения, которые затем исполнялись остальными. В конце танца из круга выходила пара, которая продолжала танец. И когда это соло заканчивалось, молодой человек дарил своей партнерше букет цветов.
Но гавот XVI века не получил широкого распространения и вскоре был забыт. Однако на рубеже XVII—XVIII веков гавот возрождается и быстро завоевывает одно из самых видных мест среди бытовых танцев. Его пропагандируют не только учителя танцев, но и самые известные художники: пары, исполняющие гавот, переходят на полотна Лайкре, Ватто, изящные позы танца запечатлеваются в фарфоровых статуэтках.
Но решающая роль в возрождении этого танца принадлежит композиторам, которые создают очаровательные мелодии гавота и вводят их в самые различные музыкальные произведения.
Гавот XVIII столетия совсем не похож на свой народный первоисточник. Теперь это галантный, жеманный и манерный танец — стиль рококо в хореографии. Чаще всего он исполняется одной парой. Усложняется н сам танцевальный язык. Его основными движениями стали не только pas chasse, pas balance, pas glissade, но и pas assemble, pas jete, entrechat quatre, pas emboite.
Особой популярностью пользовался гавот, сочиненный известным танцовщиком и балетмейстером Г. Вестрисом («Гавот Вестриса»), относящийся, правда, к следующему столетию.
Гавот долгое время входил в симфонии очень многих великих композиторов.