Самые знаменитые женские образы в музыке великих композиторов. составьте список таких музыкальных произведений с указанием авторов и сделайте анализ одного из них (по выбору)
Иоланта, Мария из "Мазепы", Татьяна из "Евгения Онегина" или Лиза из "Пиковой дамы"
Объяснение:
Приступая к анализу "Пиковой дамы", я должен сказать несколько слов о форме его. Сперва думал я разбить свою мысль о сущности творческой, языке и стиле оперы на деление по двум большим категориям: а) психологические основы стиля оперы и б) средства их выявления. Причём в последней категории ткань произведения и материал рассматривались бы с точки зрения ритмических, колористических, динамических и темповых соотношений и прогрессий, т. е. в изучении процессов длительности, акцентуации, света и тени, силы и скорости - всего tonus`a, базиса качественности, обусловливающего напряженность произведения и его modus vivendi (образ жизни, совокупность сложившихся условий (лат.)).
Но от такого метода пришлось невольно отказаться и выбрать более внешний по видимости (анализ по картинам), но более обязывающий по существу: иначе не развернуть было состояния внутренней слиянности, конструктивности и длительности в развитии действия в музыке и через музыку! Имея в виду несколько сложный характер моего разбора (ужасное слово! и как я не хочу, чтобы это исследование было принято как формальный разбор) и представляя себе читателей в массе своей неспециалистов, я рисковал, давая обстоятельные выводы, но всё-таки выводы, т. е. выжимку сока, - разложить и разбавить самый ход мысли в пользу более совершенной схемы. Чтобы понять "Пиковую даму" в её окристаллизовавшемся виде - в форме, ощутимой глазом и осязаемой, т. е. в облике пространственных соотношений, - необходимо прежде ощутить её в чисто музыкальной сущности: во временной музыкальной длительности, в форме созидающейся, когда любой взятый звуковой миг рассматривается или как тяготение к ближайшим нервным центрам, если сам он уже не является таковым центральным узлом, или сплетением нервных токов, сочетающих в себе все и обусловленных всем, что создано до этого момента, и в свою очередь диктующим всё последующие состояния. Как в жизни: каждый момент является синтезом всех предшествовавших и импульсом к дальнейшим процессам. По словам покойного Н.Д. Кашкина, Чайковский, очень скромный в признаниях и редко говоривший о внутренней сущности своего творчества, однажды был выведен из терпения замечаниями Лароша по поводу того, что одни кусочки какого-то произведения Чайковского хороши, а другие не удовлетворяют вкуса и что следовало бы их заменить. Вот точный смысл ответа композитора: в сочинениях его нет лишнего, нет того, что можно переставить или заменить! В отдельности тот или иной кусок, быть может, невысокого качества, но все целое выросло, как растёт дерево, и зафиксировано только после того, как обдумано в целом и во всех соотношениях. По естественной нервной реакции Чайковский спустя некоторое время по создании сочинения, потребовавшего большой затраты энергии и сил, чувствовал охлаждение к нему и остывал, порой даже ненавидел, особенно если ощущал какую-то внутреннюю неправду и ложь выражения (так было с "Опричником", с "Лебединым озером", даже с Пятой симфонией). Всю жизнь он искал простоты, естественности и сжатости изложения (бранил свою "Франческу" за преувеличенный драматический пафос выражения и изложения, сравнивая его с силой, крепостью, ясностью и лаконизмом терцин Данте), всю жизнь он искал форму. Поэтому он не мог постигать сущность творческого процесса как рост организма и не смел подходить к произведению только с оценкой вкусовой, оценкой неустойчивой, вредной, искажающей смысл понятия стиль, заменяя его рассудочным - стилизация, ибо если стиль есть внутреннее единство средств выразительности и итог сложного волевого процесса, то стилизация есть прежде всего выборка, выжимка определенных вкусом средств выражения.
Как говорили древние, жизнь коротка, искусство вечно. Действительно, часто мы видим, что произведения искусства живут дольше, чем в среднем человек, и даже дольше, чем много поколений. Выражение "долговечность искусства" можно понимать двояко. С одной стороны, предметы искусства - это красивые вещи. Они дорогие не просто потому, что на них затрачен большой труд. Они дороги именно своей красотой. Поэтому часто люди бережно хранят предметы искусства, передают их из поколения в поколение. С другой стороны, сила искусства ещё и в том, что оно затрагивает вопросы, важные для людей всех веков: любовь, смерть, жизнь, верность, чувство долга. Об этом задумывались и в древнем мире, и в средние века, и сейчас. А когда такие вещи обсуждаются в прекрасной форме произведения искусства, то нам хочется сохранять это. Получая произведение искусства из веков, мы чувствуем связь с глубокими предками. А оставляя произведение искусства для грядущих поколений, мы им оставляем частичку себя, своих мыслей, своей души.
Автор текста: Сухарев, Визбор Автор музыки: Никитин С. Исполняет: Шишков Сергей Прослушать:[mp3,584k][mp3,3166k] Жанр: Авторская песня* Не сразу все устроилось Москва не сразу строилась Москва слезам не верила А верила любви * Снегами запорошена Листвою заворожена Найдет тепло прохожему А деревцу земли * Александра Александра Это город наш с тобою Стали мы его судьбою Ты вглядись в его лицо Что бы ни было вначале Утолит он все печали Вот и стало обручальным Нам Садовое кольцо * Москву рябины красили Дубы стояли князями Но не они а ясени Без спросу наросли * Москва не зря надеется Что вся в листву оденется Москва найдет для деревца Хоть краешек земли * Александра Александра Что там вьется перед нами Это ясень семенами Крутит вальс над мостовой * Ясень с видом деревенским Приобщился к вальсам венским Он пробьется Александра Он надышится Москвой * Москва тревог не прятала Москва видала всякое Но беды все и горести Склонялись перед ней * Любовь Москвы не быстрая Но верная и чистая Поскольку материнская Любовь других сильней * Александра Александра Это город наш с тобою Стали мы его судьбою Ты вглядись в его лицо * Что бы ни было вначале Утолит он все печали Вот и стало обручальным нам Садовое кольцо Вот и стало обручальным нам Садовое кольцо Автор текста: Окуджава Б. Автор музыки: Левашов В. Исполняет: Шишков Сергей Прослушать:[mp3,2788k] Жанр: ДругоеА мы с тобой брат из пехоты, А летом лучше, чем зимой, С войной покончили мы счеты, С войной покончили мы счеты, С войной покончили мы счеты, Бери шинель, пошли домой. Война нас гнула и косила, Пришел конец и ей самой. Четыре года мать без сына, Четыре года мать без сына, Четыре года мать без сына, Бери шинель, пошли домой. К золе и пеплу наших улиц Опять, опять товарищ мой! Скворцы пропавшие вернулись, Скворцы пропавшие вернулись, Скворцы пропавшие вернулись, Бери шинель, пошли домой. А ты с закрытыми очами Спишь под фанерною звездой. Вставай, вставай, однополчанин, Вставай, вставай, однополчанин, Вставай, вставай, однополчанин, Бери шинель, пошли домой. Что я скажу твоим домашним, Как встану я перед вдовой, Неужто клясться днем вчерашним, Неужто клясться днем вчерашним, Неужто клясться днем вчерашним, Бери шинель, пошли домой. Мы все войны шальные дети, И генерал и рядовой. Опять весна на белом свете, Опять весна на белом свете, Опять весна на белом свете, Бери шинель, пошли домой. Бери шинель, пошли домой. Даль великая Автор текста: Матусовский М. Автор музыки: Соловьев-Седой В. Исполняет: Шишков Сергей Прослушать:[mp3,572k][mp3,4312k] Жанр: КлассикаДаль великая, даль бескрайняя За околицей и в судьбе. Я тебе, земля, низко кланяюсь, В пояс кланяюсь тебе. Мой родимый край, место отчее, Ты и праздник мой и броня. Память общая, и песня общая У земли моей и у меня. Память общая, и песня общая У земли моей и у меня. Я качал тебя на своих руках, То кляня судьбу, то моля. Друг без друга нам не прожить никак, Будем дальше жить, земля. Мой родимый край, место отчее, Ты и праздник мой и броня. Счастье общее, и горе общее У земли моей и у меня. Счастье общее, и горе общее У земли моей и у меня. В свой последний час я вздохну скорбя И на жизнь свою оглянусь. Малым зёрнышком упаду в тебя, Спелым колосом вернусь. Мой родимый край, место отчее, Ты и праздник мой и броня. Солнце общее, и сердце общее У земли моей и у меня. Солнце общее, и сердце общее У земли моей и у меня. Едут по Берлину казаки Автор текста: Ц. Солодарь Автор музыки: Дан. и Дм. Покрассы Исполняет: Шишков Сергей Прослушать:[mp3,2944k] Жанр: Классика1 По берлинской мостовой Кони шли на водопой, Шли, потряхивая гривой, Кони-дончаки. Распевает верховой: "Эх, ребята, не впервой Нам поить коней казачьих Из чужой реки". Припев: Казаки, казаки, Едут, едут По Берлину Наши казаки. 2 Он коней повел шажком, Видит: девушка с флажком И с косою под пилоткой На углу стоит. Выпрямилась, как лоза, Бирюзой горят глаза. - Не задерживай движенья! - Казаку кричит. 3 Задержаться бы он рад, Но, поймав сердитый взгляд, - Ну, ребята, марш за мною! - Крикнул на скаку. Лихо конница А дивчина расцвела, Нежный взгляд - не по уставу - Дарит казаку. 4 По берлинской мостовой Снова едет верховой, Про свою любовь к дивчине Распевает так: "Хоть далеко синий Дон, Хоть далеко милый дом, Но землячку и в Берлине Повстречал казак..."
Иоланта, Мария из "Мазепы", Татьяна из "Евгения Онегина" или Лиза из "Пиковой дамы"
Объяснение:
Приступая к анализу "Пиковой дамы", я должен сказать несколько слов о форме его. Сперва думал я разбить свою мысль о сущности творческой, языке и стиле оперы на деление по двум большим категориям: а) психологические основы стиля оперы и б) средства их выявления. Причём в последней категории ткань произведения и материал рассматривались бы с точки зрения ритмических, колористических, динамических и темповых соотношений и прогрессий, т. е. в изучении процессов длительности, акцентуации, света и тени, силы и скорости - всего tonus`a, базиса качественности, обусловливающего напряженность произведения и его modus vivendi (образ жизни, совокупность сложившихся условий (лат.)).
Но от такого метода пришлось невольно отказаться и выбрать более внешний по видимости (анализ по картинам), но более обязывающий по существу: иначе не развернуть было состояния внутренней слиянности, конструктивности и длительности в развитии действия в музыке и через музыку! Имея в виду несколько сложный характер моего разбора (ужасное слово! и как я не хочу, чтобы это исследование было принято как формальный разбор) и представляя себе читателей в массе своей неспециалистов, я рисковал, давая обстоятельные выводы, но всё-таки выводы, т. е. выжимку сока, - разложить и разбавить самый ход мысли в пользу более совершенной схемы. Чтобы понять "Пиковую даму" в её окристаллизовавшемся виде - в форме, ощутимой глазом и осязаемой, т. е. в облике пространственных соотношений, - необходимо прежде ощутить её в чисто музыкальной сущности: во временной музыкальной длительности, в форме созидающейся, когда любой взятый звуковой миг рассматривается или как тяготение к ближайшим нервным центрам, если сам он уже не является таковым центральным узлом, или сплетением нервных токов, сочетающих в себе все и обусловленных всем, что создано до этого момента, и в свою очередь диктующим всё последующие состояния. Как в жизни: каждый момент является синтезом всех предшествовавших и импульсом к дальнейшим процессам. По словам покойного Н.Д. Кашкина, Чайковский, очень скромный в признаниях и редко говоривший о внутренней сущности своего творчества, однажды был выведен из терпения замечаниями Лароша по поводу того, что одни кусочки какого-то произведения Чайковского хороши, а другие не удовлетворяют вкуса и что следовало бы их заменить. Вот точный смысл ответа композитора: в сочинениях его нет лишнего, нет того, что можно переставить или заменить! В отдельности тот или иной кусок, быть может, невысокого качества, но все целое выросло, как растёт дерево, и зафиксировано только после того, как обдумано в целом и во всех соотношениях. По естественной нервной реакции Чайковский спустя некоторое время по создании сочинения, потребовавшего большой затраты энергии и сил, чувствовал охлаждение к нему и остывал, порой даже ненавидел, особенно если ощущал какую-то внутреннюю неправду и ложь выражения (так было с "Опричником", с "Лебединым озером", даже с Пятой симфонией). Всю жизнь он искал простоты, естественности и сжатости изложения (бранил свою "Франческу" за преувеличенный драматический пафос выражения и изложения, сравнивая его с силой, крепостью, ясностью и лаконизмом терцин Данте), всю жизнь он искал форму. Поэтому он не мог постигать сущность творческого процесса как рост организма и не смел подходить к произведению только с оценкой вкусовой, оценкой неустойчивой, вредной, искажающей смысл понятия стиль, заменяя его рассудочным - стилизация, ибо если стиль есть внутреннее единство средств выразительности и итог сложного волевого процесса, то стилизация есть прежде всего выборка, выжимка определенных вкусом средств выражения.