1. Определите автора текста и композитора этого романса. " Я помню чудное мгновенье: Передо мной явилась ты, Как мимолетное виденье, Как гений чистой красоты…"
В) А.С. Пушкин и М.И. Глинка
2. Убери лишнее:
А) баян
3. Отметьте, к какой группе музыкальных инструментов относится виолончель в современном симфоническом оркестре.
A)струнно-смычковым
4. Отметьте, какого жанра русских народных песен не существует.
D) эстрадного
5. Как называется инструментальное вступление к опере, балету, оперетте?
D) увертюра
6. Опера - это …:
В) музыкальный спектакль, содержание которого предается через пение.
7. В опере звучит оркестр:
С. Симфонический
8. Отметьте вид тембра голоса женщины.
С) сопрано
9. РР - это обозначение в нотах говорит о том, что надо играть:
А) очень тихо
10. Романс - это…
В) пьеса для голоса с инструментальным сопровождением
Часть В
1. Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы? Выберите все правильные варианты ответов.
Б) не было бы песен;
В) не стало бы музыкально-театральных жанров;
2. Выбери инструмент духовой группы симфонического оркестра:
б)труба
3. Чем музыкальный театр отличается от драматического?
в) нет разговорной речи.
4. Что относится к вокальной музыке?(нужное подчеркнуть)
г)песня
5. Низкий мужской голос.
а) бас
Ну выбири что тебе нудно. У каждого искусства есть свой особый язык, свои выразительные средства. В живописи это рисунок и краски. Умело пользуясь ими, художник создает картину. Поэт, сочиняя стихи, говорит с нами на языке слов, он пользуется стихотворной речью, рифмами. Поэтическое слово — это выразительное средство искусства поэзии. Основой танцевального искусства является танец, драматического — игра актеров.
У музыки свой особенный язык — язык звуков. И у неё тоже есть свои выразительные средства: регистр, мелодия, ритм, размер, темп, лад, динамика, тембр, фактура и метр.
Разные элементы музыкального языка (высота, долгота, громкость, окраска звуков и т.д композиторам выражать различные настроения, создавать разные музыкальные образы. Эти элементы музыкального языка также называют средствами музыкальной выразительности. Рассмотрим их подробнее.
Мелодия
Это основа любого музыкального произведения, его мысль, его душа. Без мелодии музыка немыслима. Мелодия может быть разной — плавной и отрывистой, весёлой и грустной.
Регистр
Регистр – это часть диапазона, определенная высота звучания голоса или музыкального инструмента.
Различают:
— высокий регистр (легкое, воздушное, прозрачное звучание),
— средний регистр (ассоциации с голосом человека),
— низкий регистр (серьезное, мрачное или юмористическое звучание).
Ритм
В любой музыке, в любой песенке кроме мелодии очень важен ритм. Всё в мире имеет ритм. Наше сердце — сердечный ритм; есть ритмы мозга, есть суточный ритм — утро, день, вечер и ночь. Смена времён года — это ритм планеты.
Ритм в переводе с греческого означает «мерность» — это равномерное чередование, повторение коротких и длинных звуков. Хорошо понятен ритм в разных танцах. Все понимают, о каком ритме идет речь, когда говорят: в ритме вальса, марша, танго.
Музыка без ритма воспринимается как набор звуков, а не мелодия. Он влияет на тот или иной характер музыки. Плавный ритм придаёт музыкальному произведению лиричность. Прерывистый ритм создает ощущение тревоги, взволнованности.
Таким образом, ритм – это последовательность звуков одинаковой или разной длительности.
Разные по длительности звуки объединяются в ритмические группы, из которых складывается ритмический рисунок произведения.
Виды ритмических рисунков
Повторение одинаковых длительностей в произведениях медленного или умеренного темпа создает спокойный, уравновешенный образ.
В произведениях быстрого темпа — этюдах, токкатах, прелюдиях – повторение одинаковых длительностей (часто встречаются шестнадцатые длительности) придает музыке энергичный, активный характер.
Чаще встречаются ритмические группы, объединенные нотами разной длительности. Они образуют разнообразные ритмические рисунки.
Реже встречаются следующие ритмические фигуры:
Пунктирный ритм (характерен для марша, танца ) — обостряет, активизирует движение.
Синкопа — перемещение акцента с сильной тактовой доли на слабую. Синкопа создает эффект неожиданности.
Триоль — деление длительности на три равные части. Триоли придают легкость движению.
Остинато – многократное повторение одной ритмической фигуры.
Размер
Чтобы записать ритм на бумаге, используют так называемый музыкальный размер. С его музыканты понимают, с каким ритмом и темпом необходимо играть музыку. Музыкальные размеры бывают разные и записываются дробями: две четверти, три четверти и т. д. Чтобы точно соблюдать ритм, музыкант при разучивании новой мелодии должен считать: раз и, два и.. . И так далее, в зависимости от размера.
Темп
Это скорость исполнения музыкального произведения. Темп бывает быстрый, медленный и умеренный. Для обозначения темпа используются итальянские слова, которые понятны всем музыкантам в мире. Например, быстрый темп — аллегро, престо; умеренный темп — анданте; медленный — адажио.
Некоторые музыкальные жанры имеют свои постоянные, определённые размеры, и поэтому они легко узнаваемы на слух: у вальса — три четверти, у быстрого марша — две четверти.
Лад
В музыке существуют два контрастных лада — мажор и минор. Мажорная музыка воспринимается слушателями, как светлая, ясная, радостная, а минорная — как печальная и мечтательная.
" Вот и осень, и дождь в окно стучится... "
Владимир Павлович Асмолов