Иоганн Себастьян Бах (Johann Sebastian Bach)
Итальянский концерт, изданный в 1735 году, — завершение длительной работы Баха над жанром сольного клавирного концерта.
Начиная с 20—30-х годов в Германии значительно усиливается интерес к подобного рода жанрам. Рост общественной музыкальной жизни, новые формы музицирования, возникающие различные музыкальные общества (любительские и профессиональные) ставили перед композиторами задачи создания чисто концертного репертуара. Так возникла проблема сольного концерта. Увлечение концертом становится всеобщим для музыкантов, независимо от их творческого направления и школы. Постепенно этот жанр кристаллизуется и в зрелом творчестве Моцарта приобретает свои типические жанровые черты и классическую форму.
Родоначальником клавирного концерта, композитором, создавшим его первые образцы, был И. С. Бах.
Итальянская скрипичная школа, находившаяся в этот период на подъеме, культивировала новые формы сольной светской музыки, которые приобретали все более широкое рас и успех. Плодотворная деятельность итальянских мастеров укрепляла Баха в мысли о необходимости дальнейшей разработки различных видов светской концертной музыки.
Используя опыт итальянских мастеров сольного скрипичного концерта, Бах заимствовал оттуда целый ряд приемов, и в частности трехчастное циклическое строение, основанное на принципе контраста частей, контраста движения: быстрого, медленного, быстрого. Влияние итальянской музыки сказывается и в стремлении облегчить фактуру, освободить ее от полифонической перегрузки, в мелодически выразительном и блестящем виртуозном стиле, во внесении элементов народно-бытовой музыки.
Многочисленные клавесинные концерты Баха — в подавляющем большинстве переложения скрипичных концертов итальянских композиторов или же собственных концертов для скрипки. В процессе переработки и при к клавиру скрипичного концерта Бах овладевал новым жанром, отбирал приемы, нужные для развития виртуозного клавирного стиля.
Итальянский концерт, результат долгих, упорных исканий, представляет собой наиболее законченный тип оригинального баховского сольного концерта; одновременно это образец еще зарождающегося жанра клавирного концерта. Тем не менее по общей концепции, композиционному замыслу, образному содержанию Итальянский концерт уже не только соответствует характеру и требованиям жанра, но и определяет его отдельные свойства и признаки.
В Итальянском концерте стабилизируется схема трехчастной циклической композиции, определяются положение и функции каждой ее части. Выработанная Бахом форма сделалась устойчивой исторической традицией для циклических композиций концертного
тадам
Cлава пришла к Дж. Гершвину в 1924 г., после написания «Рапсодии в блюзовых тонах» для фортепьяно с оркестром. Первоначально произведение должно было называться «Американская рапсодия», известное нам название было подсказано братом композитора Айрой Гершвиным, после посещения им художественной выставки Джеймса Макнейла Уистлера.
В основе произведения четыре темы:
1)тема мелодия у кларнета
2) тема танцевальная тема у медных духовых.
3) тема синкопированная по ритму, песенная
4) тема светлая и празднична я — лирическая кульминация.
Вся музыка «Рапсодии» Гершвина, с самых первых звуков, окрашена так называемым блюзовым ладом, типичным для негритянских народных напевов. Его отличают две особенности: 1) наличие нетемперированных блюзовых нот; 2) полиладовое расслоение музыкальной ткани, при котором звуки блюзового лада гармонизуются мажорными аккордами.
Этот русский композитор XX века не пожелал отказываться от традиций классического искусства. Он надеялся и верил, что, несмотря на перемены в жизни, в политике и в искусстве, его всё равно услышат и поймут. Как композитор и пианист он объездил с концертами весь мир. Своей музыкой он рассказывал о том, что у него на душе. Кому из русских композиторов принадлежит высказывание:
«Не хочу ради того, что я считаю только модой, изменять постоянно звучащему во мне тону, сквозь который я слышу окружающий мир»?
Сергею Васильевичу Рахманинову
Вспомните название романса по описанию: «От музыки этого романса веет свежестью раннего весеннего утра. В музыке слышится рассказ о нежности и любви, чувствуется еле уловимое дыхание душистых ветвей. Цветы этого растения для композитора были символом счастливой юности, воспоминанием о счастливых днях, проводимых им в деревне Ивановка Тамбовской области».
«Сирень»