было очень интересно и очень изумительно и было даже немного странно для меня
ответ:
ни сна, ни отдыха измученной душе,
мне ночь не шлёт надежды на спасенье"
князь игорь страдает в плену.
"всё прошлое я вновь переживаю
один в тиши ночей.
и божья знаменья, угрозу
и бранной славы пир весёлый.
мою победу над врагом
и бранной славы горестный конец,
погром и рану, и мой плен,
и гибель всех моих полков,
честно за родину головы сложивших"
снова и снова он вспоминает прошлое.
" погибло всё и честь моя, и слава,
позором стал я земли родной.
плен, постыдный плен -
вот удел отныне мой,
да мысль, что все винят меня"
его мучает чувство вины, он переживает поражение в бою и свой плен как позорные и постыдные события.
что-то в этом роде, ага?
понятное дело, что сами слова арии можно не писать.
продолжим:
игорь желает искупить свою вину, он рвется в бой.
князь восклицает: "о, дайте, дайте мне свободу,
я мой позор сумею искупить.
спасу я честь свою и славу,
я русь от недругов спасу"
"ты одна голубка-лада, ты одна винить не станешь, сердцем чутким всё поймешь ты, всё ты мне ужели день за днём влачить в плену бесплодно и знать, что враг терзает русь. враг, что лютый барс, стонет русь в когтях могучих и в том винит она меня."
игорь вспоминает свою жену, он нежно называет ее "голубкой-ладой". он знает, что она ждет его, страдает. но, думает князь, и она считает его виновным в том, что враги захватили русь.
с новой силой князь мучительно восклицает:
"о, дайте, дайте мне свободу, я мой позор сумею искупить. я русь от недругов спасу."
и снова страдает, возвращаясь мыслями к прошедшему: "ни сна ни отдыха измученной душе, мне ночь не шлёт надежды на спасенье. всё прошлое я вновь переживаю, один в тиши ночей и нет исхода мне."
последние слова арии полны невыносимой муки: "ох, тяжко, тяжко мне, тяжко сознанье бессилья моего. "
Несмотря на жанровое определение "симфония-действо", в "Перезвонах" главенствующую роль играет человеческий голос. Из инструментов там встречаются лишь духовые и ударные.
"Весело на душе" - часть для хора и ударных. С начала и на протяжении почти всей части звучит напряженная игра на барабанах, что в совокупности с повторяющейся фразой "весело на душе" становится причиной некоторого диссонанса для слушателей. Также контраст создают разнохарактерные строки. Например, в отрывке:
"Горько заплакали,
Весело на душе,
Слёзы закапали,
Весело на душе."
Несмотря на простую мелодию, эта часть динамична, а контраст, упомянутый выше, заставляет только сильнее вслушиваться в слова, ожидая, что же будет дальше.
"Вечерняя музыка" - вокализ, исполняемый хором. Произведение программное, поэтому несмотря на отсутствие слов понятно, о чем эта композиция. Перед нами предстает образ прохладного вечера и природы, отходящей ко сну. Слышно неторопливое дуновение ветерка, стрекотание кузнечиков, мирный шелест листвы. Музыка неторопливая, звуки перетекают из одного в другой, а многоголосие придает общей картине объем и глубину. Музыка этой части дарит ощущение умиротворения, некоей возвышенности и спокойствия.
"Молитва" , центр всей симфонии-действа. Размеренный звон колоколов, вокализ хора, на фоне которого звучит текст "Поучения" Владимира Мономаха. Чтец пытается донести до слушателей мысль о том, что справедливость восторжествует, а грешников ждет Божья кара, призывает творить добро. Голоса хора то по хроматизму скользят вниз, либо оглушительно восклицают, описывая состояние чтеца от подавленности до ликования.
Все три части производят огромное впечатление на слушателя и, по моему мнению, являются центральными во всей симфонии-действе.
Объяснение: