Взяв свое начало с творчества народных певцов - ашугов, сейчас она достигла высот национальной оперы, основоположником которой является У.Гаджибеков, а наиболее известными исполнителями, прославившимся и на эстрадном поприще стали М.Магамаев, П. Бюль-Бюль Оглы, З.Халнарова.
Тесным образом с музыкой связано азербайджанское театральное искусство, истоки которого уходят в глубочайшую древность. В его основе лежит народное представление, известное под названием "в середине ковра" : четверо мужчин поднимали вверх концы ковра, в середине которого находился скрытый наполовину актер, который с рук изображал положительных героев, а коленей - отрицательных. 20 век ознаменовался созданием первого государственный театр, который в последствии разделился на оперный и драматический, и дал стране таких известных актеров, как М.Алиев, М. Давудова, С.Ахундов, А.Искандеров.
Узеир Гаджибеков - великий композитор, классик азербайджанской музыкальной культуры, творчество которого сыграло основополагающую роль в истории национального музыкального искусства. С именем У.Гаджибекова связано становление и развитие в Азербайджане профессионального музыкального творчества, возникновение и эволюция многих жанров, создание ряда профессиональных коллективов. У.Гаджибеков был первым, кто начав композиторскую и общественную деятельность в тяжелых условиях жизни, создал на всем Ближнем Востоке национальный музыкальный театр. Активным участником строительства азербайджанской культуры становится У.Гаджибеков. Позже он создает лучшие свои произведения, открывающие новые страницы в национальном искусстве.
Автор первых опер, музыкальных комедий, массовых песен, газелл, кантатно-ораториальной музыки, произведений для оркестра народных инструментов, а также первой азербайджанской классической оперы-шедевра азербайджанского музыкального искусства - "Кёр-оглы", - У.Гаджибеков сыграл выдающуюся роль в развитии национальной культуры и как общественный деятель, драматург, ученый, фольклорист, педагог. Во все сферы своей многогранной деятельности У. Гаджибеков вкладывает огромнейший талант художника, просветителя. Велики его заслуги в становлении и развитии музыкального образования, музыкальной науки, просвещения широких масс.
У. Гаджибеков совершил перелом в развитии азербайджанской музыкальной культуры, выступив в своем творчестве как смелый новатор. Усвоив и продолжив традиции мировой и русской классики, органично соединив их с особенностями народно-национального искусства, У.Гаджибеков сумел создать на этой основе новый в азербайджанском искусстве профессиональный язык, заложив тем самым фундамент национального музыкального стиля. В силу этого само содержание народной музыки, не потеряв почвенности и интонационной самобытности, приобрело в произведениях У.Гаджибекова новые качества.
Триптих был заказан художнику в году Великой Отечественной войны, когда тема противостояния захватчику была центральной в искусстве. Солдаты, шедшие на фронт, вдохновлялись им. Тыловики, обеспечивающие солдат едой, оружием и одеждой тоже находили в нем утешение.
«Александр Невский» писался под сводки с фронта, под грохот зениток, под ярким светом режущих небо прожекторов. Он был призван вызвать в душах зрителей подъем и вдохновение, уверенность в том, что врага можно победить, каким бы ужасным он не казался, и как бы несметны не были его полчища.
В левой и правой части триптиха солдаты собираются на войну. Их провожают женщины – старуха-мать, опирающаяся на клюку, жена, держащая на руках маленького ребенка. Воевать стоит ради них, ради того, чтобы жизнь продолжилась, ребенок вырос, мать смогла дожить свой век в покое и тишине, а не в всепоглощающем страхе за сына. Сама земля, её река, деревня, маленькая церковь тоже нуждается в защите, и тоже собирается ждать своих сыновей.
Посередине же образ воина получает закономерно развитие. Александр Невский – человек, остановивший немецких рыцарей, как никто другой мог вдохновить защитников страны на войну с фашистскими захватчиками. В его фигуре есть нечто монументальное, память о древних богатырях, и одновременно – иконописная строгость, стяг с лицом Христа, напоминающая о святости русской земли. Он стоит, опираясь на меч, за спиной пьется стяг и колеблется на ветру плащ, и, полностью облаченный в доспех, он ждет, когда придут те, с кем нужно будет биться. Придут – и погибнут от того меча, с которым пришли.
А за его спиной – беззащитная, родная, любимая земля. Белостенный город на реке, облачное, нахмуренное небо, готовое, кажется, заплакать. За них нужно биться, за детей и матерей, оставшихся в городе. И нельзя не победить – как в свое время не смог не победить Александр.