рок-опера "-христос-суперзвезда" создана в 1971 году авторами эндрю ллойдом уэббером и либретистом тимом райсом. опера не сходила со сцены в течение 8 лет, было показано более 3000 представлений. и вот уже 33 года опера не сходит с театральных подмостков разных стран мира.
в опере раскрыты последние 7 дней жизни христа . из священного писания мы знаем, что иисус христос – это божество. в опере авторы делают акцент на его человечность. авторы в опере стремились показать иисуса христа глазами иуды (предателя) , показать его как человека, а не как бога. поэтому опера заканчивается смертью, а не воскресением иисуса христа.
главными героями рок-оперы являются: иисус христос, предназначенный для избавления людей от зла, но в итоге сам оказывается жертвой; иуда – предатель, но который предает ради спасения самого христа и его дела; понтий пилат – который наказывает против своей воли; царь ирод, в котором воплощены все возможные пороки.
лирическая линия оперы раскрывается в романтическом отношении марии магдалены и христа. в рок-опере иисус христос представлен в нескольких конфликтных ситуациях – это: столкновении христа с представителями власти (понтием пилатом и иродом) ; христа и народа: толпа преклоняется перед ним, видит в нем мессию, требует чуда. его боль, его страдания не находят отклика у народа и вчерашние поклонники “ суперзвезды ” дружно скандируют: “распни! ”.
центральным конфликтом в опере является отношение христа и иуды. здесь сталкиваются две сильные личности, два разных взгляда на мир, а не праведник и предатель, как это писано в евангелие. иуда пытается спустить христа на землю, считая, что тот слишком увлекся мифом о божественности (“ты сам начинаешь значить больше чем то, чему ты учишь”).кроме внешнего, в рок-опере есть внутренний конфликт центральных персонажей: иуда – раздираем изнутри любовью и предательством; в пилате борются человеческая симпатия к иисусу и долг служителя власти; иисус христос претендует на божественность, но оказывается всего лишь измученным одиноким человеком. в рок-опере кроме увертюры есть эпилог, который основан на монологе иисуса христа . это своеобразный реквием – оплакивание умершего и в то же время провозглашение торжества жизни. и увертюра и эпилог завершаются темой страдания – темой креста. крест в христианском учении символизирует не только страдание, но и избавление.
композитор уэббер применил в рок-опере интересное качество для характеристики царя ирода – он использовал чарльстон, который создает эффект иронии. опера “ иисус христос – суперзвезда ” стала своеобразной моделью, стимулом к развитию жанра, как в зарубежной, так и в отечественной музыкальной культуре. эта опера действительно является оперой, написанной в лучших традициях музыкально-психологической драмы.
«мы рассматриваем иисуса не как бога, но как человека, оказавшегося в нужное время в нужном месте — говорил тим райс в интервью time.наша — рассказать иисуса-человека. думаю, под таким углом зрения величие его лишь возрастает» .
позже автор либретто говорил, что считает текст в религиозном отношении совершенно нейтральным. «наше отношение < к религии> нельзя назвать ни положительным, ни отрицательным. в жизни этого человека произошли события, которые превратили его в легенду; то, что он был лишь человеком, ни в коей мере не принижает величие этой легенды. лично я не считаю иисуса богом. в опере его божественность не опровергается категорически, но полагаю, оставляет этот вопрос открытым» .
аналогичные взгляды высказывал в своих интервью эндрю ллойд уэббер. это вызвало негативную реакцию многих религиозных деятелей. «такие авторы не способны создать ничего, что бы возвеличило господа, пишет преп. э. л. бинум (tabernacle baptist church). они не подлежат спасению, поскольку остаются глухи к голосу бога. христианину до́лжно держаться подальше от их антихристианского произведения».
вольфганг моцарт родился в 1756 году в австрийском городе зальцбург. его отец леопольд моцарт был образованным и серьезным музыкантом, служившем при дворе князя-правителя города. превосходный педагог, он стал первым учителем музыки маленького вольфганга и его старшей сестры наннерль. в 3 года мальчик находил на клавесине консонирующие интервалы, в 4 года повторял за сестрой небольшие пьесы и пытался сочинить концерт для клавесина. постепенно кроме клавесина мальчик овладел игрой на скрипке и органе. когда вольфгангу было 6 лет, леопольд моцарт отправился с ним в концертное турне. первое путешествие продолжалось 3 года. семья посетила мюнхен, вену, париж, лондон, , гаагу, женеву. отец знакомил сына с лучшими произведениями музыкантов того времени, водил его на концерты, в оперу занимался с ним композицией. у вольфганга появились новые сочинения : в январе были написаны первые четыре сонаты для клавесина и клавира. в 1766 году семья вернулась домой. отец начинает работать с сыном над новыми программами. кроме музыки, вольфганг изучает и другие предметы , , рисование, арифметику, а также иностранные языки французский, , итальянский, латинский. одновременно появляется заказ на сочинение музыки : венский оперный театр заказал комическую оперу « мнимая простушка ». опера была поставлена, но не в городе из-за интриг придворных музыкантов, а в 1768 моцарту было 12 лет. в 1769 году, в возрасте 13 лет моцарт с отцом в италию, родину оперы. за 3 года - с 1760 по 1771 отец с сыном посетили крупнейшие города страны: рим, милан, неаполь, венецию, флоренцию. юный моцарт выступал как клавесинист - виртуоз, певец-импровизатор. крупнейший в мире миланский оперный театр заказал моцарту оперу « митридат, царь понтийский ». она была написана за короткий срок, всего за полгода, и шла 20 раз подряд с огромным успехом. вслед за этим моцарт получил заказ на новую оперу « луций сулла » и другие произведения. после недолгих занятий с известным итальянским теоретиком и композитором падре мартини моцарт в возрасте 14 лет становится членом болонской академии. но несмотря на поразительные успехи, молодой композитор так и не смог найти работу в италии. пришлось опять вернуться домой, в зальцбург. там вместо старого князя появился новый правитель- граф колоредо. он не одобрял длительные отъезды моцартов. с трудом получив отпуск, в возрасте 22 лет вольфганг едет с матерью в париж. он уже известный композитор, им написано около 300 произведений! но снова попытки найти работу остаются без результата. заболевает и умирает его мать. моцарт вынужден вернуться. творческий результат поездки в париж -пять сонат для клавесина. в городе мюнхен с блестящим успехом идет новая опера композитора – « идоменей, царь крита ». а дома, в зальцбурге музыкант терпит новые унижения от графа колоредо. моцарт решает уехать. в 1781 году он поселился в вене, где прожил до конца своих дней. в 1782 году композитор женился на констанце вебер. в том же году по заказу венского театра он написал оперу « похищение из сераля ». вершиной оперного мастерства композитора стали « свадьба фигаро », « дон-жуан » и « волшебная флейта ». 1786 год- год знакомства и начала дружбы с композитором йозефом гайдном. в знак уважения моцарт посвятил ему шесть квартетов. среди знакомых моцарта- известный итальянский композитор антонио сальери. в эти годы он пишет множество произведений для клавесина. в течение лета 1788 года были написаны 3 лучшие симфонии -№ 39, 40, 41. последняя из них- № 41- получила название « юпитер ». моцарт умер 5 декабря 1791 года.
A – ля, B – cи-бемоль, C – до, D – ре, E – ми, F – фа, G – соль.
...
Звукоряд, основные ступени
1)до – дом
2)ре, ми – Реми (имя мальчика)
3)фа, соль – фасоль
4)ля – звуки песни “ля-ля-ля”
5)си – сиди