композиторы й. гайдн, в. а. моцарт и л. бетховен принадлежат художественному направлению европейской музыкальной культуры второй половины 18 – начала 19 века под названием «венский классицизм». основные художественные принципы данного направления представлены в музыке на рубеже 18-19 веков, т.к. в раннем творчестве гайдна и моцарта они только зарождались, а поздний бетховен уже близок к следующему направлению — романтизму.
венский классицизм подготовлен художественным опытом предшественников и современников, в том числе итальянской и французской оперой и инструментальной музыкой, музыкой (гендель, бах, мангеймская школа.
в 17 в. начинает развиваться музыкальный театр. осуществляются музыкально-драматические постановки (кайзершпили). под влиянием итальянской музыки сформировалась итальянская придворная оперная труппа, ставились оперы (в т.ч. оперы к. монтеверди).
в 1708 г. в вене построен новый придворный театр, появляются австрийские певцы.
с середины 18 в. музыке отводилась ведущая роль в культуре австрии. открывались аристократические театры и капеллы. распространилась развлекательная инструментальная музыка – дивертисменты, серенады. устраивались симфонические концерты и оперные спектакли. ставились венские музыкальные комедии под руководством и. страницкого – одного из основоположников австрийской национальной комической оперы-зингшпиля.
композиторы-предшественники венских классиков – г. муффат, г. к. вагензейль, г. м. монн, г. ройтер и другие.
представитель музыкального классицизма к. в. глюк был близок к исканиям венских классиков.
характерные черты эпохи венского классицизма:
универсальность художественного мышления, логичность, ясность художественной формы;
органичное сочетание чувства и интеллекта, трагического и комического, тонкого расчета и естественности, непринужденность высказывания.
в творчестве венских классиков выражено динамическое понимание жизненных процессов, нашедших наиболее полное воплощение в сонатно-симфоническом цикле.
для эпохи венских классиков характерны:
расцвет ведущих инструментальных жанров эпохи – симфонии, сонаты, концерты и камерные ансамбли.
окончательное формирование 4-частного сонатно-симфонического цикла.
черты: строгая , централизованность в сочетании с внутренним разнообразием, богатством. формируется форма периода, индивидуализируется музыкальный тематизм.
расцвет классицизма совпал со становлением симфонического оркестра – в эту эпоху определился его стабильный состав, выделились группы оркестра.
сложились типы камерных ансамблей: фортепианное трио, струнные квартеты и т.д.
выделилось широкое направление сольной клавирной музыки.
развились разные типы опер (у моцарта) – лирическая и социально-обличительная комедия, музыкальная драма, философская опера-сказка и др.
гайдн – создатель инструментального стиля венских классиков. в его сочинениях утвердился 4-частный сонатно-симфонический цикл, исполнительский состав и тип тематизма.
гайдну оказалась наиболее близка инструментальная сфера, он больше тяготел к объективным народно-жанровым образам. бетховен – к героике. моцарт – к разнообразным оттенкам лирических переживаний.
АРИСТОТЕЛЬ – (384 – 322 гг. до н.э.) - философ, ученый всех времен, который родился во Фракии и учился у Платона.
ГОМЕР - первый великий эпический поэт Греции (VIII в до н э). Греки считали и считают, что эпические поэмы “Илиада” и “Одиссея” были сложены слепым поэтом Гомером. Семь греческих городов претендовали на то, чтобы ситаться родиной поэта.
ПЛУТАРХ – (ок. 46 – ок. 126 гг) – эссеист и биограф. Родился в Херонее, учился в Афинах, был жрецом Аполлона Пифийского в Дельфах, путешествовал в Египет, Италию, жил в Риме.