Большой симфонический оркестр имени П. И. Чайковского (сокращённо — БСО), в 1930-1958 — Оркестр Всесоюзного радиокомитета (сокращённо Оркестр ВРК), в 1958-91 — Большой симфонический оркестр Всесоюзного радио и Центрального телевидения), современное название с 1993 года — российский симфонический оркестр.
Основан в 1930 году как оркестр при Всесоюзном комитете по радиовещанию (ВРК), изначально предназначался для трансляций академической музыки в прямом эфире. Огромную роль на раннем этапе становления оркестра сыграли А. И. Орлов (главный дирижёр оркестра ВРК в 1930-37) и Н. С. Голованов (главный дирижёр оркестра ВРК в 1937—53). При Голованове коллектив приобрёл статус одного из лучших советских симфонических оркестров. Всенародной известности осуществлённые им многие аудиозаписи оркестра (начиная с 1938)[1] с участием ведущих советских музыкантов (например, все симфонические поэмы Ф. Листа). В 1960-е годы состоялись первые зарубежные гастроли оркестра.
За пультом дирижёра оркестра Всесоюзного радио в разное время стояли Леопольд Стоковский, Евгений Мравинский, Оскар Фрид, Курт Зандерлинг, с ним выступали Эмиль Гилельс, Юрий Башмет, Гидон Кремер и многие другие известные дирижёры и исполнители. В исполнении БСО впервые прозвучал ряд сочинений Д. Шостаковича, А. Хачатуряна, Б. Чайковского, Свиридова, Тактакишвили и других композиторов-современников. В 1974 году оркестр возглавил В. И. Федосеев, под его управлением проходят гастроли оркестра в разных городах мира, коллектив принимает участие в международных фестивалях.
Эпиграфом к пьесе «Декабрь. Святки» взяты первые строки баллады “Светлана” В. Жуковского “Раз в крещенский вечерок девушки гадали…”.
Основой для создания балета «Щелкунчик» послужила сказка Э. Т. А. Гофмана «Щелкунчик и мышиный король», а для балета был взят литературный вариант этой сказки, написанный Александром Дюма.
Оба музыкальных произведения создают атмосферу и настроение этого радостного времени года – Рождества, а значит, ожидания чего-то приятного и волнительного. Можно с уверенностью сказать, что и «Святки», и «Щелкунчик» стали своего рода музыкальным символом русской дворянской усадьбы, того духа, который в ней царил – доброе радостное настроение рождественских праздников.
В обоих сюжетах не случайно выбран один музыкальный жанр – вальс. Легкие и уплывающие вдаль звуки напоминают святочные песни и хороводы. С эпизодами вальса также чередуются быстрые фрагменты, которые вновь переходят в более спокойную мелодию и передают безмятежность людей, собравшихся возле наряженной елки.