Массовое детское музыкальное образование потребовало создания программы. Уникальный этнографический материал содержится в работах участников научных экспедиций, организованных Российской академией наук в XVIII веке с целью сбора сведений об истории и современном состоянии проживающих в России народов. Одним из первых он обозначил феномен народной медицины в качестве особого предмета этнографических исследований, отметив ее значение в обеспечении жизне традиционных обществ (1976). В группе собираются дети совершенно разные по психическому, умственному и культурному развитию. Особенности исторического и социально-экономического развития мордовского народа определили его физические и нравственно-психологические признаки. К тому же, слушание музыки позволяет познакомить детей с более сложной музыкой по сравнению с той, которую они исполняют сами. В российском музыкальном образовании предмет «Слушание музыки» появился сразу после революции 1917 года. доклад на тему народные песни Смирнова и многих других ученых, публицистов , миссионеров, писавших о «быте и нравах » мордвы, как на страницах периодики, так и в рамках монографических исследований (Мельников, 1867; Майнов , 1878; Малиев, 1877 — 1878; Евсевьев, 1892, 1915; Шахматов, 1910; Гребнев, 1886; Антонинов, 1894; Леонтьев, 1884; Смирнов, 1895). Изучение различных национальных систем физического воспитания началось с описания свойственных разным народам традиционных подвижных игр. Содержание работы может быть использовано для разработки теоретических и практических положений по решению проблем здорового образа жизни, как мордвы, так и других народов. Включение в практику воспитания подрастающего поколения народных обычаев, традиций, связанных с физическим воспитанием, национальных игр, будет не только укреплению здоровья и формированию здорового образа жизни, но й сохранению национальной культуры, восстановлению связи между поколениями, развитию межэтнического диалога, формирова- , нию толерантности. Брыжинским составлен наиболее полный на сегодняшний день сборник детских народных игр мордвы (1996, 2002). Авторы сделали основной акцент на изучении народных игр, самобытных физических упражнений и национальных видов спорта данной этнической группы. Анализируются не сами игры, как средство физического воспитания, а словесное творчество. Петров день – 29 июня. Например, на уроке 1 класса при изучении темы о выразительных средствах музыки (высоте звука, длительности, динамике, темпе, ритме и т. Его труды, посвященные традиционным верованиям, календарным празднествам, различным обрядам выяснению роли празднично-обрядовой культуры мокши и эрзи в системе сохранения здоровья (1892, 1915, 1961 — 1966). Мельникова , посвященная истории, мифологии и религиозным верованиям народа. Проведенный историографический анализ свидетельствует, что существующая на настоящий момент этнографическая и другая литература не дает полного и целостного представления о мордовских национальных традициях в области сохранения и развития физического здоровья. доклад на тему народные песни появлению здорового и полноценного ребенка у мордвы были призваны довольно жесткие критерии выбор брачного партнера, а также детальная регламентация быта беременных. Паллас , описывая брачные отношения, говорил о существовании неравновозрастных союзов и о причинах их практикования. Урок «Слушание музыки» позволяет восполнить этот пробел. Прокофьев), «стрела» (Соната № 8 «Патетическая Л. Одна из первых программ по «Слушанию музыки» была напечатана в 1924 году (автор М. В 80-х годах XX в. До прослушивания преподаватель обсуждает с учащимися, какие именно средства музыкальной выразительности будут участвовать в создании образа, заданного в программе или названии. В сущности, именно «Слушание музыки» должно стать одним из главных предметов при обучении на начальном этапе в ДМШ и ДШИ, так как оно интериоризации, вхождению ребенка в мир музыки созданию единого культурного пространства: музыка – литература — изобразительное искусство. Как справедливо отмечает академик
Балет П. И. Чайковского "Шелкунчик, " по сказке Гофмана; оперы его же "Евгений Онегин"(на фото сцена из оперы), "Пиковая дама" по произведениям А. С. Пушкина; Так же опера "Борис Годудунов" М. П. Мусоргского;  Вот еще несколько произведений А. С. Пушкина, ставших литературной основой опер: «Золотой петушок», «Сказка о царе Салтане» (Н. А. Римский-Корсаков), «Мазепа» (П. И. Чайковский), «Русалочка» (А. С. Даргомыжский), «Руслан и Людмила» (М. И. Глинка), «Дубровский» (Э. Ф. Направник).  (сцена из оперы "Борис Годунов М. П. Мусоргского) На основе поэмы М. Ю. Лермонтова «Демон» написал оперу знаменитый композитора А. Г. Рубинштейн. А. Г. Рубинштейн написал музыку еще к одному произведению Лермонтова: «Песня про купца Калашникова». Опера под названием «Купец Калашников» Драма «Царская невеста» известного русского поэта Л. А. Мея легла в основу оперы Римского-Корсакова, как и его же опера «Псковитянка». Римский-Корсаков также написал музыку для оперы «Снегурочка» по сказке великого русского драматурга А. Н. Островского. Опера по мотивам сказки Н. В. Гоголя «Майская ночь»... Другое произведение великого писателя, «Ночь перед Рождеством», стало литературной основой оперы П. И. Чайковского «Черевички».
литература: "Песня о Купце Калашникове..." Лермонтов поэма "Мцыри" он же былина "Садко" сказка - что тебе рассказывали на ночь? пойдёт что угодно: три поросёнка, репка и даже курочка ряба... :D
музыка: Бородин, опера "Кнаязь Игорь", песня половецких девушек... (русские народные тоже подойдут сюда) Скрябин поэма "Прометей" былины исполнялись на Руси Боянами (Баянами) и относились к синкретическому жанру (т е ещё не разделённым на музыку и литературу, а являвщуюся единым музыкально-литературным произведением). см литературу выше про былины. Римский-Корсаков написал муз-вариант "Сказки о царе салтане..."