После окончания лицея Шопен поступил осенью 1826 года в Варшавскую консерваторию (тогда она называлась Главной школой музыки и была одним из факультетов Варшавского университета), где изучал теорию музыки и композицию. Его педагогом был Юзеф Эльснер — талантливый композитор, написавший около тридцати опер, пользовавшихся в свое время популярностью, и немало инструментальных произведений. Эльснер одним из первых разгадал гениальную одаренность Шопена.Среди его заметок сохранилась краткая характеристика, данная им юному музыканту: "Изумительные . Музыкальный гений".
У Эльснера была дочь Эмилия, в альбом которой молодые композиторы, ученики ее отца, записывали свои произведения.
В 1829 году Шопен вписал в альбом Эмилии свою песню «Желание». Стихи для нее композитор взял из сборника «Сельские песни» своего друга поэта Стефана Витвицкого, а музыка возникла, предположительно, из «мазурочного» напева «деревенской Каталани» -так шутливо назвал Шопен крестьянскую девушку-певунью. Но под пером Шопена мелодия эта приобрела вальсовые черты: «Желание» — изящная песня-вальс. Уже восьмитактное фортепианное вступление задает песне этот «вальсовый тон». Оно построено на ритмическом рисунке, очень близком к тому, который Шопен в одном из более поздних писем определил как признак старинной мазурки столетней давности и воспроизвел забавной формулой «рам дидириди, рам дидириди, рам дидириди райда». Но с течением времени этот ритм перешел, как видно, из мазурки в вальс; ритм «рам дидириди» встречается в вальсах Шопена довольно часто. Впрочем, в песне «Желание» остались и некоторые признаки мазурки.
Песня «Желание» при жизни композитора в печати не публиковалась, но уже тогда, в последние варшавские годы (1829—1830), распространившаяся в рукописных списках, была широко известна, а впоследствии стала очень популярной.
Музой композитора явилась юная певица Констанция Гладковская , учившаяся в то время в Варшавской консерватории. Гладковской суждено было стать первой любовью Фридерика. В письме своему другу Войцеховскому он признавался: "...у меня, быть может, к несчастью, есть уже свой идеал, которому я верно служу, не разговаривая с ним уже полгода, который мне снится, воспоминанием о котором стало Adagio моего концерта, который вдохновил меня, чтобы написать сегодня утром этот вальсик, посылаемый тебе". Именно под впечатлением этого юношеского чувства любви Шопен сочинил одну из лучших песен "Желание" ("Если б я солнышком на небе сияла").
Первой публично прозвучавшей фортепианной пьесой молодого Рахманинова сталаПрелюдия до диез минор. Она была исполнена автором на концерте Электрической выставки 26 сентября 1892 года. Судьба этой прелюдии уникальна. Так, в середине 1890-х годов она вошла в репертуар практически всех студентов-пианистов Московской консерватории. А. Зилоти, выступая в Европе и Америке, включил прелюдию в свою концертную программу, и очень скоро она была издана в Англии и Америке. Будучи уже признанным пианистом-виртуозом, Рахманинов исполнял эту прелюдию в качестве обязательного номера. Огромный успех этого произведения, буквально «преследовавший» композитора всю жизнь, сам Рахманинов объяснил так: «Однажды прелюдия просто пришла, и я записал её. Она подступила с такой силой, что я не смог бы отделаться от неё, если бы даже попытался. Она должна была быть – и она стала».
В жанре концерта для фортепиано с оркестром наиболее гармонично синтезировалось пианистическое и композиторское дарование Рахманинова. “Отнимите у меня концерты, и тогда мне придет конец”, — говорил он друзьям.
Фортепианные концерты Рахманинова можно назвать “музыкальными романами”, сравнимыми со страницами Толстого, Чехова, полотнами Левитана, поэзией Бунина, Тютчева... В каждом из четырех концертов —юношески романтичном Первом (1891), праздничном и задушевном Втором (1901), поэтичном Третьем (1909) и суровом Четвертом (1926) — раскрываются лучшие черты рахманиновского таланта; эти концерты прославили его на весь мир. Показательно, что в финалах концертов звучит ярко оптимистическая и жизнеутверждающая музыка, в отличие от многих рахманиновских произведений драматического и трагедийного характера.
Первый концерт для фортепиано с оркестром фа диез минор, соч. 1,Рахманинов посвятил своему двоюродному брату – дирижеру и пианисту А. И. Зилоти. Широко известная главная тема первой части концерта – широкая романсовая мелодия с ламентозными скачками-«вздохами» – была написана композитором в семнадцать лет. Впервые концерт был исполнен в 1892 году в Московской консерватории под управлением В. И. Сафонова. В концерте 2-я и 3-я части - исполняются без перерыва. В 1917 году композитор существенно переработал партитуру, и в измененном виде концерт был исполнен в Нью-Йорке, солировал автор.
Второй концерт для фортепиано с оркестром, до минор, соч. 18 был впервые исполнен в Московском филармоническом сезоне 1901/1902 года под управлением А. И. Зилоти, солировал автор. На следующий день концерт был исполнен «наоборот» – за дирижерским пультом стоял Рахманинов, партию фортепиано исполнил Зилоти. Критики писали: «У г. Зилоти фортепиано звучало гораздо полнее, а у г. Рахманинова оркестр шел увереннее. Да оно и понятно: когда автор стоял за дирижерским пультом, г. Зилоти гораздо удобнее было сообразовываться с его намерениями, чем когда автор сидел за роялем… Нельзя сомневаться, что концерт, так хорошо принятый в Москве, сделается вскоре везде одним из самых популярных произведений концертного репертуара».
.