Образ Хозе - один из самых ярких, самых увлекательных и вместе с тем самых сложных образов в репертуаре драматического тенора. Он требует хороших вокальных данных, сильного голоса с высокой тесситурой, отлично поставленного дыхания, кантилены, совершенного владения филировкой, умения вести речитатив.
Он требует также большого темперамента, так называемого «актерского нерва», без которого немыслимо исполнение партии Хозе. Он требует, наконец, абсолютной внутренней свободы и совершенного сценического движения.
Хозе является главным действующим лицом повести Мериме и оперы Бизе. В центре внимания писателя и композитора - его судьба, его любовная драма.
«Кармен» - это такая же трагедия ревности, как и «Отелло» Шекспира. Так же как Отелло, Хозе простодушен и непосредствен вначале; он, провинциал, чувствует себя таким же чужим в большом городе Севилье, как и гордый адмирал среди своих подчиненных на Кипре; так же как Отелло, Хозе мучим ревностью, которая постепенно разрушает его сердце, превращает его в одержимого, несчастного человека, заставляет его пойти на преступление.
Правда, Отелло убивает Дездемону во имя ложно понимаемой им чести, думая, что совершает над ней акт правосудия, Хозе же убивает Кармен в порыве гнева, исступления, теряя самообладание из-за жажды мщения и оскорбленного мужского самолюбия. Но внутренняя линия этих двух образов очень сходна, и, работая над партией Хозе, я часто вспоминал душевные движения Отелло, а в партии Отелло видел страдания Хозе.
Арфа - один из древнейших многострунных щипковых музыкальных инструментов. Ее изображения, обнаруженные в Древнем Египте, относят к третьему тысячелетию до нашей эры. .. В древности существовало четыре основных вида арфы: дуговые - наиболее древние, на которых играли как плектром, так и без него; угловые трех видов - с горизонтальным резонатором, вертикально расширяющимся и вертикально сужающимся изогнутым резонатором. Арфы широко использовались в жизни шумеров, вавилонян, ассирийцев: звучание арф, очевидно, сопровождавшее ритуальные и дворцовые сцены, подчеркивало их значимость.
Происхождение арфы относят к возникновению охотничьего лука, использовавшегося в Каменном Веке. Он делался из согнутой ветки и кишечной (кетгут) струны, производящей звук при подергивании. Ранние изображения подобного музыкального лука были найдены в виде наскальных рисунков (например, в пещере Trois Freres, 15000BC, Ariege, France). Эти инструменты дали основу для развития лучной арфы, которая переживала свой золотой век в эпоху заката Египетской цивилизации. Вариацией арфы была лира, которая в дальнейшем стала очень популярной в Греции. В эпоху эллинизма лира была неотъемлемым атрибутом поэтов и певцов, что можно наблюдать на различных картинах и письменных памятниках. Размер арфы варьировался, вид малой лучной арфы перешел из Греции в Европу и достиг сферы влияния на кельтов. Легенда гласит, что друиды привезли арфу из Атлантиды как священный инструмент в Ирландию и Великобританию. Хотя, более правдоподобно звучит то предположение, что арфа попала в Европу благодаря развитию торговых отношений. С этих времен сохранились только некоторые описания, которые были сделаны очень давно и в большинстве своем неверны. Затем, арфа была снабжена вертикальной перекладиной, с этим видом арфы мы и знакомы. Эта техника строения инструмента была основой развития Cithara Anglica и Nabulum в Средневековье и классической арфы Ренессанса.
Оба вальса из балета Чайковского "Щелкунчик". Первый вальс рисует картину тревожного ночного леса. Главная тема вальса часто мелькает. Опевание нот, небольшие интервалы создают эффект кружения. В середине вальса настроение меняется. Сумрак тревожной ночи рассеивается и звучит светлое пение детских голосов. Второй вальс - это кульминация праздника. Начинаясь с таинственных переливов арфы, музыка создать волнение, начинаешь ждать чуда. Так же как и в первом произведении, в "Вальсе цветов" в середине настроение меняется.Музыка здесь лиричная, певучая, светлая, безмятежная. Звук тонкий, как кружево инея на окнах. Но финал бурно праздничный. Большая роль отдана духовым инструментам. Они добавляют "Вальсу цветов" пышности, торжественности. Оба вальса обладают яркой картинностью.
Он требует также большого темперамента, так называемого «актерского нерва», без которого немыслимо исполнение партии Хозе. Он требует, наконец, абсолютной внутренней свободы и совершенного сценического движения.
Хозе является главным действующим лицом повести Мериме и оперы Бизе. В центре внимания писателя и композитора - его судьба, его любовная драма.
«Кармен» - это такая же трагедия ревности, как и «Отелло» Шекспира. Так же как Отелло, Хозе простодушен и непосредствен вначале; он, провинциал, чувствует себя таким же чужим в большом городе Севилье, как и гордый адмирал среди своих подчиненных на Кипре; так же как Отелло, Хозе мучим ревностью, которая постепенно разрушает его сердце, превращает его в одержимого, несчастного человека, заставляет его пойти на преступление.
Правда, Отелло убивает Дездемону во имя ложно понимаемой им чести, думая, что совершает над ней акт правосудия, Хозе же убивает Кармен в порыве гнева, исступления, теряя самообладание из-за жажды мщения и оскорбленного мужского самолюбия. Но внутренняя линия этих двух образов очень сходна, и, работая над партией Хозе, я часто вспоминал душевные движения Отелло, а в партии Отелло видел страдания Хозе.