Былина– особый песенный эпический жанр, сложившийся в русском фольклоре на рубеже X-XI веков. Как и в народной сказке, в былине присутствуют этнические элементы бытописания и мифотворчества, однако ее отличительной чертой является не развлекательный или нравоучительный сюжет, на котором основано сказочное повествование, а описание исторически значимых событий, воплотивших народное представление о богатырской силе и доблести. Всказкеперсонажи утратили прямую связь с реальными героями и приобрели абстрактное значение, выраженное в противоборстве добра и зла. Сюжет сказок – вымысел, созданный как трансформация реальности в чудесный образ, связанный с мистическими представлениями определенной этнической группы об окружающем мире. Былина конкретизирует героев, сыгравших важную роль в исторических событиях или прославившихся среди соплеменников особыми достоинствами и ратными заслугами. Существенно отличается и стиль повествования в сказках и былинах. Содержание сказки передается в обычной повествовательной манере, близкой к разговорной речи. Былины исполняются торжественным речитативом под струнный аккомпанемент, благодаря которому сказитель имеет возможность сохранить ритм силлабо-тонического стиха, присущий былинному тексту. Свойственные былине средства художественной выразительности также имеют отличия от традиционных тропов, используемых в сказке. Гипербола, повтор устойчивых оборотов, нагнетание слов-синонимов, обилие эпитетов, антитеза – все эти формообразующие приемы используются в былине, чтобы и сохранить сюжетную линию. Например, однотипные ситуации в богатырских былинах киевского цикла имеют троекратные повторы; «молодецкая сила» «славного» богатыря Ильи Муромца противостоит коварству «царища поганого» ; в новгородских былинах Василий Буслаевич обладает невероятной силой, а Садко опуститься на дно морское и выйти сухим из воды. Сказки создавались как поучительные и одновременно развлекательные истории. Они рассказывались в кругу домочадцев, могли иметь концовку с подтекстом: «Сказка ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок» . Былины прославляли героев-богатырей. Их исполняли при большом стечении народа, на площадях и у городских стен. Былина является народной эпической песней, а сказка относится к малым повествовательным эпическим жанрам. Сюжет сказок – вымысел, былина всегда имеет историческую основу и реальный прототип героя. В сказке используется разговорный стиль повествования, былина исполняется речитативом. Сказка – прозаическое произведений устного народного творчества, былина имеет стихотворный размер. Основной прием былины – гипербола, повтор, устойчивые формулы и речевые обороты
В селе Домнине близ Костромы население торжественно встречает молодых воинов, возвращающихся домой после победоносной битвы с поляками, вторгшимися на русскую землю[4].
Антонида с замиранием сердца ожидает своего жениха, Богдана Собинина, также принимавшего участие в защите отчизны. Сусанин, её отец, подходит к ней и с волнением сообщает, что поляки отступили лишь временно, теперь они готовятся к новой битве. Сусанин твёрдо решил, что свадьба Антониды не состоится до тех пор, пока чужеземцы попирают русскую землю.
Наконец появляется долгожданный Собинин. Он приносит весть о том, что «на Москве собор великий выбирает нам царя». Услышав добрую весть, Сусанин соглашается на свадьбу дочери и Собинина. [править] Действие второе
Роскошный бал в Польше. По бокам сцены сидят пирующие паны и панны. В глубине сцены духовой оркестр; в середине танцы. Все предвкушают скорую победу над Москвой. Пение сменяется танцами — исполняется знаменитая танцевальная сюита из оперы: торжественный полонез, энергичный стремительный краковяк, плавный вальс, темпераментная мазурка.
Танцы прекращаются и входит вестник. У него плохие новости: «Судьба разразилась грозою!» «Что, разве король (вернее, королевич Владислав) не в Кремле?» — раздаются возгласы. Группа удальцов выделяется из толпы и выходит на авансцену. Они вызываются отправиться на Москву и захватить Михаила Романова. Все уверены в успехе этого плана, и танцы возобновляются. Оркестр играет, а хор поёт мазурку. [править] Действие третье
Ваня сидит занятый работой и поёт свою песню: «Как мать убили у малого птенца». Входит Сусанин. «Теперь время более весёлые песни петь», рассуждает Сусанин и сообщает Ване об избрании Михаила Фёдоровича на царство. Ване приходит на ум, что худо будет, если ляхи явятся сюда, чтобы захватить в плен Михаила Фёдоровича. Но тут же оба заявляют, что постоят за царя. Входят крестьяне, отправляющиеся на работу в лес. Потом они намереваются прийти к Сусанину пожелать счастья. Сусанин зовёт Антониду и благословляет молодых. Все молят Бога любить царя, взывают о милости к земле русской. Вечереет — пора готовиться к девичнику.
Слышится конский топот. Приехали поляки. Они требуют, чтобы их проводили к царю. Сусанин отвечает им с притворным радушием, скрывая негодование: «Как нам-то знать, где царь изволит поживать!». Сусанин старается тянуть время, но поляки выказывают нетерпение и обращаются к нему с все возрастающим гневом. Тут Сусанину приходит на ум: «Пойду, пойду. Их заведу в болото, в глушь, в трясину, в топь». Ване он наказывает скакать верхом самой короткой дорогой прямо к царю, чтобы до утра уведомить его об опасности. Ваня незаметно уходит. Поляки предлагают Сусанину золото. Сусанин делает вид, что золото его соблазняет, и даёт согласие отвести польский отряд к царю. Антонида думает, что отец и впрямь собирается проводить поляков к царю. Она выбегает к нему и молит его не делать этого, не покидать их. Сусанин успокаивает Антониду. Он благословляет её и просит сыграть свадьбу без него, так как не сможет скоро возвратиться. Поляки отрывают Антониду от отца и поспешно уходят с ним. Она бросается на скамью и, закрыв руками лицо, горько рыдает. Входит Собинин. Он недоумевает, откуда появился враг. Антонида рассказывает ему, как было дело. Собинин полон решимости освободить Сусанина из польского плена. Постепенно собираются вооруженные крестьяне и ратники. Собинин уверяет Антониду, что Сусанина[4]. [править] Действие четвёртое
Глухой лес. Ночь. Вооруженные крестьяне и с ними Собин
Это сборник из 10 фортепианных пьес. Написаны в 1874 году под впечатлением от выставки рисунков и картин художника Гартмана - друга Мусоргского, который внезапно умер. Друзья организовали выставку его работ. Открывается сборник пьесой "Прогулка" - она ведет нас от одной картины к другой. Характер темы эпически -величавый, народного склада. 1. "Гном" - образ смешной и трогательный. Композитор наделил его человеческими чувствами. Угловая мелодия, резкие скачки и ритмические перебои рисуют ужимки и гримасы, весь безобразный и неуклюжий образ гнома. Вместо ч тес прорываются интонации жалобы, стола - он несчастен. 2. "Старый замок" - картина средневекового замка и поющего перед ним трубадура. Мелодия печальная, задумчивая на фоне повторяющийся квинты. 3. "Тюльерский сад" - картина изображает игру и ссору детей в одном из парков Парижа. Музыка легкая, оживленная, носит скерцозный характер. 4. "Быдло" - изображение польской телеги, запряженной волами. Мелодия тяжелая в низком регистре, звучит уныло и однообразно - отображена горечь и безотрадность жизни крестьянина. 5. "Балет невылупившихся птенцов" - рисунок изображает эскиз балетных костюмов в виде яичных скорлупок. Легкое скерцино полушуточного характера. 6. "Два еврея, богатый и бедный" - в этой пьесе сильнее всего проявилось воздействие речевых интонаций на инструментальный язык. Сначала композитор знакомит с каждым: речь богатого звучит важно, бедного - основана на жалобный интонациях. Затем идет их разговор :мольба бедняка и резкий отказ богача. 7. "Лиможский рынок" - изображает безостановочную болтовню торговок. 8. "Катакомба" - неподвижные, застывшие аккорды вызывают представление об образах мрачного подземелья. В этой музыке передается невысказанная боль, связанная со смертью Гартмана. 9. "Избушка на курьих ножках" - на рисунке изображены часы в сказочной избушке. Образ Бабы Яги - нечто жуткое, зловещее. Средняя часть - заколдованный лес - звучит таинственно и напряжно. 10. "Богатырские ворота" - здесь воспевается богатырская сила русского народа. Начинается мощной аккордовой темой. Вторая тема - звучание молитвенного хора. Третья - колокольный звон.