Опера «Иван Сусанин» была создана Глинкой в 1836 году. Еще в период заграничной поездки по Италии и Германии (1830—1834 гг.), предшествовавшей началу работы над оперой, Глинку часто посещали мысли о создании произведения, проникнутого национальным духом. Вернувшись в Россию, он задумал сочинять оперу по повести Василия Жуковского «Марьина роща», но вскоре её оставил ради будущей оперы «Иван Сусанин». Князь В. Ф. Одоевский вспоминал, что первоначальный замысел произведения на этот сюжет был в жанре не оперы, а оратории. Это важное свидетельство объясняет некоторые драматургические особенности оперы и, в частности, ярко выраженные черты оратории в контексте оперного жанра. Специфика творческого процесса Глинки состояла в том, что он не только сам полностью продумывал композицию и драматургию будущей оперы, но и почти всю музыку создавал раньше текста, и его либреттист был вынужден подлаживать текст под уже сочиненные мелодии. Создание произведения шло быстро. Всего за 1,5 года опера была готова (1835-1836). «Жизнь за царя» состоит из четырех действий (или семи картин) с заключительным эпилогом. Либретто того времени написал барон Георгий Розен, несмотря на то, что плохо владел русским языком. Позже использовалась в постановках редакция либретто, написанная С. Городецким. Когда произведение было окончено и отрепетировано, Михаил Иванович изъявил желание посвятить оперу Николаю первому. Это посвящение очень благополучно! И по сути одновременно с этим событием название было сменено с «Ивана Сусанина» на «Жизнь за царя».
Главный лозунг: "Не отрываться от жизни! Главное в музыке – национальная направленность!"
Объяснение:
В творчестве всех пятерых преобладают народные, сказочные мотивы, часто встречаются сюжеты из истории России – композиторы постоянно ищут нравственные идеалы в исконных началах. В связи с этим, важнейшей опорой для них была народная песня (и русская, и восточная) – они собирали старинные крестьянские напевы, в которых видели корни национального русского мышления. Далее мотивы обрабатывались и воплощались в их творчестве.
Из этого всего следует, что главной их идеей было прославлять и превозносить русскую культуру в массы.
Кузнечик Кузя на своем родном лугу встречает корову Мурёнку, которая с удовольствием поёт песни. Правда, её голос мало кому нравится. Кузнечик убеждает корову, что не всё так плохо. На этой почве они становятся друзьями, но внезапный ветер уносит Кузю на одуванчике.
Кузнечик попадает на поезд, затем в самолёт, который летит в Жарафрику. Тут же знакомится с птичкой Колибри. Практически сразу же после знакомства кузнечик становится свидетелем того, как все трусливые обитатели Жарафрики разбегаются по кустам, как только на горизонте появляется злая и хвастливая очковая змея Окулярия. Та самообманчиво возомнила себя самой сильной
С своей прыткости и хитрости кузнечик заманивает Окулярию, предварительно замазав её очки грязью, к водопаду, в который она прыгает и пропадает.
Животные приходят в полный восторг от освобождения и предлагают кузнечику исполнение любого желания. Кузя хочет только одного — вернуться домой, на свой Васильковый луг. Брат слонёнка, Бимбо, едет на гастроли, и берёт кузнечика с собой.