1. Что такое искусство?
А) часть духовной культуры человечества
Б) исторический стиль
В) народное творчество
2. Согласны ли вы, что все виды искусства имеют общий язык?
А) да
Б) нет
3. К какому виду искусства относится музыка?
А) к пластическому
Б) к временному
В) к пространственному
4. Что такое художественный образ?
А) художественное отношение художника
Б) обобщенное представление о действительности
В) фантазия художника
5. Что такое стиль в искусстве?
А) художественное отношение художника
Б) обобщенное представление о действительности
В) почерк, приемы, особенности
6. Что такое язык в искусстве?
А передачи художественного образа
Б) словесное выражение образа
В) несущественные явления для искусства
7. Виды стилей в искусстве?
А) Революционный, военный
Б) Сказочный, фантастический, мифологический
В) исторический, национальный, индивидуальный
8. Каждый вид искусства говорит своим языком: Соотнесите:
1. живопись в) цветом,
2. графика б) линией и пятном,
3. скульптура д) объемом,
4. музыка е) звуком, интонацией,
5. танец г) пластикой жестов и движений,
6. литература а) словом.
Объяснение:
Что услышать и понять замысел композитора в инструментальном произведении? ответ на этот вопрос можно услышать в музыке, обращаясь к произведениям для фортепиано и оркестра, содержание которых выражается в их названиях. Это "Осенняя песнь" Чайковского и "Буря" Россини, пьесы из "Карнавала" Шумана и "Картинок с выставки" Мусоргского.. .
Удачно выбранное название усиливает воздействие музыки, настраивает на музыку понять ее содержание.
Исполнителю же такое название лучше понять и выразить в своем исполнении замысел композитора, убедительнее раскрыть содержание произведения.
Чтобы полнее раскрыть свой замысел перед слушателями и исполнителями, композиторы нередко, помимо названия, дают к своим произведениям литературное предисловие. Лядов, например, в предисловии к сказочной пьесе для оркестра "Кикимора" использовал слова из народного сказания, которыми было навеяно это произведение: "Живет, растет Кикимора у кудесника в каменных горах. От утра до вечера тешит Кикимору кот-баюн - говорит сказки заморские. С вечера до бела света качают Кикимору в хрустальной колыбельке. Ровно через семь лет вырастет Кикимора. Тоне-шенька, чернешенька та Кикимора, а голова-то у ней малым малешенька, с наперсточек, а туловище не спознать с соломиной.. . Зло на уме держит Кикимора на весь люд честной". Такое предисловие "услышать" в одном из эпизодов произведения "хрустальную колыбельку", в которой укачивают Кикимору:
Литературные предисловия, как и заголовки пьес (а они могут быть заимствованы из литературы, живописи, подсказаны самой жизнью) , являются своеобразной программой произведений. Поэтому инструментальные сочинения, которые их имеют, называют программными, или программной музыкой. В программных произведениях находят яркое воплощение правдивые и фантастические истории, изображаются картины природы, птицы и звери, герои известных сказок из литературных произведений.
Композиторы часто обращаются к программной музыке. Программные пьесы есть в "Детском альбоме" Чайковского, "Детской музыке" Прокофьева, "Альбоме для юношества" Шумана, во многих сборниках педагогического репертуара. Специально для детей французский композитор Бизе написал для фортепиано сюиту "Детские игры", Сен-Санс "Карнавал животных"