Грандиозный общественный переворот, осуществленный народными массами Франции в конце XVIII столетия, кардинально изменил не только социально-политическую, но и социо-культурную жизнь как самой Франции, так и Европы в целом.
Вызвав процесс всесторонней демократизации общественной жизни Европы, революция оказала огромное влияние на все области ее духовной жизни. Музыкальная культура нового времени приобрела гражданственно-демократичный характер и обогатилась новыми формами творчества, призванного служить революционной борьбе.
Революционное вдохновение масс находило выход в создании новых художественных жанров. Вначале эта деятельность носила стихийный характер. Но якобинская партия и французский Конвент, уделявшие много внимания демократизации культуры, прекрасно понимали воспитательную и агитационную роль искусства. Они сумели придать стихийному движению организованность и целеустремленность. Так сложились и получили широчайшее распространение массовые жанры революционного искусства.
Развитию нового искусства отдали свой талант и опыт широкие круги профессионалов. Перед революционным искусством стояли задачи, осуществление которых было немыслимо без целеустремленного, продуманного художественного руководства. В самый разгар боев за свободу был создан профессиональный музыкальный центр, обеспечивший новое направление музыкальной жизни в революционный период.
Судьба искусства в переломные исторические периоды, рождение новых его форм, методов и жанров, демократизация музыкальной культуры - эти проблемы представляются необычайно интересными и поучительными. Этим вопросам посвящена данная работа. Временные рамки исследования находятся в пределах 1789-1794 годов.
Джордж Гершвин
С именем американского композитора и пианиста Дж. Гершвина связана одна из интереснейших глав истории музыки. Становление и расцвет его творчества совпали с «веком джаза» — так называл эпоху 20-30-х гг. XX в. в США крупнейший американский писатель С. Фитцджеральд. Это искусство оказало основополагающее влияние на композитора, который стремился выразить в музыке дух своего времени, характерные черты жизни американского народа. Гершвин считал джаз народной музыкой. «Я слышу в нем музыкальный калейдоскоп Америки — наш огромный бурлящий котел, наш... национальный жизненный пульс, наши песни...» — писал композитор.
Джордж Гершвин родился в Нью-Йорке в 1898 году в семье еврейских эмигрантов из России. Настоящие имя и фамилия композитора - Янкель Гершовиц.
Его детство в одном из районов города — Ист-Сайде, где его отец был владельцем небольшого ресторана. Озорной и шумный, отчаянно проказничавший в компании своих сверстников, Джордж не давал родителям повода считать себя музыкально одаренным ребенком. Все изменила покупка пианино для старшего брата. Редкие уроки музыки у различных учителей и, главное, самостоятельные многочасовые занятия импровизацией определили окончательный выбор Гершвина.
Гершвин не получил систематического музыкального образования и всем своим достижениям в области композиции он в основном обязан самообразованию и требовательности к себе в сочетании с неуемным интересом к крупнейшим музыкальным явлениям своего времени. Будучи уже всемирно известным композитором, он не стеснялся обращаться с о занятиях композицией и инструментовкой к М. Равелю, И. Стравинскому, А. Шенбергу.
В 16 лет Джордж стал штатным пианистом в издательстве Ремика, «рекламируя» новые песни на знаменитой улице в Нью-Йорке, где располагалась группа нотных издательств, которую окрестили «Тин Пен Элли». Он также начал писать собственные песни и к 1917 году был готов двигаться дальше.