МУЗЫКАЛЬНЫЙ ПЕЙЗАЖ У ИМПРЕССИОНИСТОВ -ЭТО КРАСОЧНОСТЬ, ЗРИМОСТЬ, ЖИВОПИСНОСТЬ. ЖИВОПИСНОСТЬ ПРИСУТСТВУЕТ УЖЕ В НАЗВАНИИ ПРОИЗВЕДЕНИЯ: "ИГРА ВОДЫ", "ОБЛАКА"...МУЗЫКА ИМПРЕССИОНИСТОВ ПЕРЕДАЕТ И ИЗМЕНЧИВЫЕ ОТТЕНКИ ЦВЕТА. НО ТГЛАВНОЕ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ИМПРЕССИОНИСТОВ -ОТРАЖЕНИЕ В ЗВУКАХ РАЗНООБРАЗНЫХ ВПЕЧАТЛЕНИЙ. ВОТ, НАПРИМЕР У РАВЕЛЯ В "ИГРЕ ВОДЫ" СЛЫШНЫ ПЕРЕЛИВЫ ИСКРЯЩИХСЯ НА СОЛНЦЕ СТРУЙ ВОДЫ. ВОДА ПРОЗРАЧНА, ИГРИВА, БЫСТРА -ВСЕ ЭТО В МУЗЫКЕ ИЗОБРАЖЕНО ОЧЕНЬ ЗРИМО.
ОБЛАКА" ДЕБЮССИ - ЭТО ИНОЕ. ЭТО СТИХИЯ ВОЗДУХА, ПРОСТРАНСТВО ВЫСОКОГО НЕБА В НЕЙ ОТСУТСТВУЕТ ДВИЖЕНИЕ, ОБЛАКА ТЯЖЕЛЫ, СПОКОЙНЫ. ТЕМУ ОБЛАКОВ ИСПОЛНЯЕТ АНГЛИЙСКИЙ РОЖОК, ЕГО ТЕМБР ПОКАЗЫВАЕТ ХОЛОДНОСТЬ ВЫСОКОГО НЕБА, В ЕГО ГОЛОСЕ НЕТ ЗЕМНОГО ТЕПЛА - ТАК ЗВУЧИТ ВЫСОТА.
МУЗЫКАЛЬНЫЙ ПЕЙЗАЖ У ИМПРЕССИОНИСТОВ -ЭТО КРАСОЧНОСТЬ, ЗРИМОСТЬ, ЖИВОПИСНОСТЬ. ЖИВОПИСНОСТЬ ПРИСУТСТВУЕТ УЖЕ В НАЗВАНИИ ПРОИЗВЕДЕНИЯ: "ИГРА ВОДЫ", "ОБЛАКА"...МУЗЫКА ИМПРЕССИОНИСТОВ ПЕРЕДАЕТ И ИЗМЕНЧИВЫЕ ОТТЕНКИ ЦВЕТА. НО ТГЛАВНОЕ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ИМПРЕССИОНИСТОВ -ОТРАЖЕНИЕ В ЗВУКАХ РАЗНООБРАЗНЫХ ВПЕЧАТЛЕНИЙ. ВОТ, НАПРИМЕР У РАВЕЛЯ В "ИГРЕ ВОДЫ" СЛЫШНЫ ПЕРЕЛИВЫ ИСКРЯЩИХСЯ НА СОЛНЦЕ СТРУЙ ВОДЫ. ВОДА ПРОЗРАЧНА, ИГРИВА, БЫСТРА -ВСЕ ЭТО В МУЗЫКЕ ИЗОБРАЖЕНО ОЧЕНЬ ЗРИМО.
ОБЛАКА" ДЕБЮССИ - ЭТО ИНОЕ. ЭТО СТИХИЯ ВОЗДУХА, ПРОСТРАНСТВО ВЫСОКОГО НЕБА В НЕЙ ОТСУТСТВУЕТ ДВИЖЕНИЕ, ОБЛАКА ТЯЖЕЛЫ, СПОКОЙНЫ. ТЕМУ ОБЛАКОВ ИСПОЛНЯЕТ АНГЛИЙСКИЙ РОЖОК, ЕГО ТЕМБР ПОКАЗЫВАЕТ ХОЛОДНОСТЬ ВЫСОКОГО НЕБА, В ЕГО ГОЛОСЕ НЕТ ЗЕМНОГО ТЕПЛА - ТАК ЗВУЧИТ ВЫСОТА.
Вступление симфонии — траурный марш, интонируемый бас-кларнетом в сопровождении низких струнных. «Полнейшее преклонение перед судьбой... перед неисповедимым предначертанием, — пишет об этом музыкальном образе Чайковский в своих черновиках. — Сомнения, жалобы, упреки...» Главная партия первой части — снова марш, уже более решительный, но тоже сумрачный и тревожный. Движение порывисто, ритмика обострена. Постепенно колорит светлеет, набирает силу, становится все более мощным музыкальный поток, скоро достигающий действенной кульминации. Вступает побочная партия — распевная, с романтическим порывом. Скрипичная мелодия словно выливается из предшествовавшего бурного движения. Вальсовый эпизод внутри побочной партии — это полное отстранение от драмы. В нем господствуют нежность и чистота. Но резкие аккорды всего оркестра разрушают движение вальса, возвращают к драматической, полной накала борьбе. Ею определяется острота столкновений разработки, трагизм музыки всей первой части.