Объяснение:
Ромео и Джульетта" Чайковского - это первое обращение композитора к творческому наследию великого английского драматурга. Примечательно, что увертюра "Ромео и Джульетта" не только открывает шекспировскую линию в творчестве Чайковского, но и является началом целой серии творческих замыслов композитора на этот сюжет. Причем, если увертюра была создана в самом начале его творческого пути, то последним обращением к этой трагедии Шекспира была попытка Чайковского написать оперу в последний год его жизни. Результатом чего остался эскиз дуэта "Ромео и Джульетты", завершенный С. И. Танеевым.
Сочинения Шекспира получили в России широкое распространение, его пьесы ставились в столичных и провинциальных театрах, неоднократно переводились на русский язык (Н. И. Гнедич, М. П. Вронченко, Н. А. Полевой, А. И. Кронеберг, А. В. Дружинин, А. А. Григорьева, П. И. Вейнберг и др.). Создания Шекспира явились первоисточником множества музыкальных интерпретаций. Чайковский отлично знал шекспировское творчество, восторженно отзывался о многих произведениях драматурга ("Ромео и Джульетта", "Сон в летнюю ночь", "Генрих IV" и др.), смотрел их в русских и зарубежных театрах, цитировал в письмах афористичные формулы из них, относил Шекспира к величайшим проявлениям человеческого гения, ставя его в один ряд с Гомером, Данте, Рафаэлем, В. А. Моцартом, Л. Бетховеном, А. С. Пушкиным, Н. В. Гоголем и др.
В библиотеке Чайковского было представлено Полное собрание драматических произведений Шекспира в переводах русских писателей, а также издания отдельных произведений; в разных книгах имеются пометки композитора. Приступая к изучению английского языка, он подчеркивал: "... прочесть Шекспира, Диккенса, Теккерея в подлиннике - это будет услада моей стареющейся жизни" .
С музыкальной точки зрения его больше всего влекла "Ромео и Джульетта" (1595)
Особенностью появления этого сюжета в композиторской судьбе Чайковского является тот факт, что он появился в поле зрения Петра Ильича по предложению композитора М. А. Балакирева, который достаточно настойчиво уговаривал Чайковского написать на него симфоническое произведение. Он разработал программу и даже предложил план изложения музыкального материала. Парадокс заключался в том, что предложенный или, точнее сказать, навязанный извне сюжет стал для Чайковского сюжетом на всю жизнь.
Части цикла, контрастируя между собой, раскрывают единый художественный замысел.
Воспринимать сонату как единое целое обрамление медленной части двумя быстрыми, причѐм обе крайние части написаны в основной тональности ми-минор.
Первая часть сонаты написана в темпе Presto в форме сонатного allegro. Она звучит более напряжѐнно, чем остальные. Партия левой руки звучит взволнованно, беспокойно. Аккорды трезвучия ми-минор драматического характера. Трезвучия в партии левой руки следует играть staccato. Между главной и побочной партиями есть связующий раздел. Его характер живой, виртуозный. Назначение связующего раздела - дать постепенный переход от основной тональности к новой, в которой звучит побочная тема. В связующей партии правой руки спрятана имитация мелодии, аналогичная партии левой руки, которая состоит из тонических секстаккордов. Если внимательно приглядеться к нотному тексту, то можно заметить некий диалог между партиями обеих рук. В 27 такте стоит обратить внимание на апликатуру обеих руки сложность у ученика может заключаться в одновременном исполнении в унисон партий обеих рук. Связующий раздел приводит к побочной партии в Соль-мажоре.
Побочная партия более спокойна, хотя подвижность и устремлѐнность свойственны и ей.
Высокий регистр и мажорный лад придают теме светлую окраску, а динамический знак piano - мягкость звучания. Партия правой руки состоит из терций и секст. Многократное повторение одной и той же музыкальной фразы имеет характер завершения. Это заключительная партия, которой и заканчивается экспозиция сонаты.
Разработка основана на развитии первой темы и начинается с D7 аккорда в ля-миноре.
Частая смена тональностей в связующекй партии, модуляции, изменение динамических оттенков подчѐркивают еѐ беспокойный, стремительный характер. Гайдн подчѐркивает этот момент ферматой на которой следует взять педаль. Все приѐмы исполнения как и в экспозиции. В конце разработки партии правой и левой руки меняются, лирическая мелодия уходит в партию левой руки, в партии правой руки staccato. Заключительная партия расширена.
Вторая часть. После взволнованной первой части вторая часть - Adagio вносит успокоение. Напоминает характер клавесинной импровизацию, в которой внимание следует уделить удобной апликатуре. Можно себе представить, что это раздумье, размышление о чѐм-то хорошем, светлом. Вторая часть сонаты написана в тональности Соль-мажор. Основная тема звучит легко, неторопливо. Особое внимание уделить характеру музыки. Пульс музыки должен быть точным (такты 2, 4, 6, 8). В 30 такте Piu adagio, двигаться постепенно замедляя в темпе. Во второй части стоит памятка mezza voce, что в переводе с итальянского «шептать». В 7 такте perdendosi, постепенно уходя на piano.
Третья часть. После второй части особенно ощутимы быстрота и полѐтность музыки финала. Основная тема отличается грациозностью и подвижностью, острым, чѐтким ритмом. Она имеет танцевальный характер.
Третья часть сонаты в ми-миноре написана в форме, сочитающей признаки двойной вариации и рондо. Основная тема (рефрен) в ми-миноре напоминает песенку, как будто кем-то насвистываемую. Быстрый темп, динамика пиано, высокий регистр мелодии, альбертиевы басы в аккомпанементе, прозрачность фактуры придают музыке лѐгкость, полѐтность.
и .т.д