1850 году Чайковского отдали на учебу в Училище правоведения в Петербурге, готовя его к карьере юриста, но и там он не оставляет занятий музыкой. В 1855-1858 годах он брал уроки игры на фортепиано у известного в то время пианиста Р. Кюндингера, который был не слишком высокого мнения о своего ученика. В период учебы в Училище произошли два трагических события, оставившие огромное впечатление на юного Чайковского. Цепь несчастий началась, когда 10-летний Чайковский заболел скарлатиной и заразил другого мальчика, Колю Вакара, который умер. А вскоре, едва оправившись от сильнейшего потрясения, Чайковский переживает еще одно страшное горе: от холеры умерла его мать, Александра Андреевна Чайковская. Будущий композитор вновь пережил потрясение, оставившее след на всю жизнь. Фактически с 14-летнего возраста, с момента кончины матери у Петра Ильича возникло чувство большой ответственности за судьбу младших братьев, забота об их воспитании.
Первыми записанными сочинениями будущего композитора были вальс для фортепиано, посвященный его гувернантке А.Петровой "Анастасия-вальс" и романс "Мой гений, мой ангел, мой друг...", написанный Чайковским в возрасте 17-18 лет на стихи Афанасия Фета. Это было первое обращение композитора к стихам этого поэта. На рукописи сделано посвящение романса, но имя скрыто, а вместо него стоит многоточие. Существует предположение, что романс посвящен другу Чайковского по Училищу Сергею Кирееву.
. Мелодический тип «хамак-кюй». Жанры: - заговоры, - заклинания, - кубаиры с разновидностями: кисса-кубаиры (дастаны), хикаят-кубаиры (иртэк, улэн), - байты, - мунажаты, -сенляу, -теляки, - колыбельные песни. П. Мелодический тип «кыска-кюй». Жанры: -короткие величальные песни, - шуточные и сатирические короткие песни, - плясовые такмаки, - игровые такмаки, - такмаки тиррэтляу, - обрядовые такмаки. Ш. Мелодический тип «халмак-кюй». Жанры: -деревенские, улочные песни, - зимогорские, -трудовые, - гостевые, - исторические, - песни-размышления на философские темы. IV. Мелодический тип «озон-кюй». Он же и жанр озон-кюй. Его тематические разновидности: - о красоте природы, - о жизненном пути и неотвратимости его окончания, о социальной несправедливости; - о любви девушки и джигита, неравном браке; тяжелой женской доле. - о национальных героях, беглецах, царских притеснителях, о службе в царской армии.
Тец Мусоргского происходил из старинного дворянского рода Мусоргских[3]. До 10-летнего возраста Модест и его старший брат Филарет получали домашнее образование. В 1849 году, переехав в Петербург, братья поступили в немецкое училище Петришуле. Через несколько лет, не окончив училища, Модест поступил в Школу гвардейских подпрапорщиков, которую окончил в 1856 году. Затем Мусоргский недолго служил в лейб-гвардейском Преображенском полку, потом в главном инженерном управлении, в министерстве государственных имуществ и в государственном контроле. Модест Мусоргский — офицер Преображенского полка К моменту вступления в музыкальный кружок Балакирева Мусоргский был великолепно образованным и эрудированным русским офицером (свободно читал и изъяснялся на французском и немецком языках, разбирал латынь и греческий) и стремился стать (как он сам выражался) «музыкусом». Балакирев заставил Мусоргского обратить серьёзное внимание на музыкальные занятия. Под его руководством Мусоргский читал оркестровые партитуры, анализировал гармонию, контрапункт и форму в сочинениях признанных русских и европейских композиторов, развивал в себе навык их критической оценки.
Первыми записанными сочинениями будущего композитора были вальс для фортепиано, посвященный его гувернантке А.Петровой "Анастасия-вальс" и романс "Мой гений, мой ангел, мой друг...", написанный Чайковским в возрасте 17-18 лет на стихи Афанасия Фета. Это было первое обращение композитора к стихам этого поэта. На рукописи сделано посвящение романса, но имя скрыто, а вместо него стоит многоточие. Существует предположение, что романс посвящен другу Чайковского по Училищу Сергею Кирееву.