Его музыка лишена того оттенка иронии, который явно ощущается в повести. Поэтизация простой жизни маленьких городков и усадеб, а не столичных чиновников и аристократов, жизни, особенно близкой Свиридову, — вот что стало основным в его музыкальном решении. Он исходил из интонаций, бытовавших в начале XIX века: вальсовых, маршевых, романсовых, перезвона бубенцов, всегда висевших на дугах ямщицких лошадей. Но эти простые, подчас наивные интонации одухотворены им, использованы творчески, с особым, присущим только Свиридову настроением. Музыка зазвучала как ретроспектива давно ушедшей, но милой, привлекательной, вызывающей ностальгическое чувство жизни.
В 1973 году из отдельных музыкальных эпизодов, созданных для кинофильма, композитор решил составить сюиту. Ее девять номеров создали последовательный ряд своего рода иллюстраций к пушкинской повести. Так и было решено назвать новый опус: музыкальные иллюстрации к повести Пушкина «Метель». Однако по жанру это именно сюита с присущими ей образными контрастами между соседними частями, притом с чертами концентричности в форме, в которой первые два номера в несколько измененных вариантах зеркально повторяются в заключении.
Культура России в 19 веке сформировывается окончательно. В данный период культура России приобретает приставку «поли» из-за масштабного раасширения границ на Кавказ и Северную Азию.
В 19 веке Россия является европейской империей, которая пытается модернизироваться и не только в экономике, но и в духовной среде. В первую очередь, в России появляется собственная философия, родоначальниками которой являются Федор Михайлович Достоевский и Лев Николаевич Толстой. Их успех был молниеносным, их работы читала вся Европа, и весь мир.
Помимо философии развиваются и другие науки – точные: Лобачевский учит математике Толстого в Казанском Университете, на весь мир становятся известными фамилии великого математика Маркова, химиков Менделеева и Бутлерова, географа Лазарева, биологов Пирогова и Склифосовского. Конечно, гениальные труды издают историки Карамзин, Ключевский и Соловьев, а Даль составляет свой знаменитый Толковый словарь.
Но тем не менее, в этот период Россия все еще больше аграрная, крепостная и самодержавная страна. Общество является феодальным с патриархальным мышлением, и это является тормозом.
Александр Второй проводит «великие либеральные реформы», отменяет крепостное право, но реформа оказывается поверхностной. До этих реформ на развитие русской культуры влияют Отечественная война, декабристы.