Первая часть поётся от лица дочери,вторая от лица матери.Дочь просит не расплетать её косу(славянская народная традиция.незамужние девушки носили одну косу,а замужние две,это избежать ненужных вопросов и общения с мужчинами в случае,если у девушки две косы).Как видно по словам-девушка совсем не хочет замуж,считает,что это принесёт сплошные тягости и "охи-вздохи" (То ли житье девичье,чтоб его менять,торопиться замужем-охать и вздыхать!).Мать переживает за дочь хочет по-скорее выдать замуж, потому что боится,что дочь останется старой девой.Мать не осознаёт,что ломает жизнь родной дочери своими стериотипами и представлениями о жизни.В конце романса мать подтверждает это словами о том,что мол,ей так тоже говорили в своё время,надо жить по системе и не важно,что ты можешь быть не счастлива в браке.
оманс Глинки являет собой пример того неразрывного единства поэзии и музыки, при котором почти невозможно представить себе пушкинское стихотворение без глинкинской интонации. Поэтический бриллиант получил достойную музыкальную оправу. Вряд ли найдется поэт, который не мечтал бы о таком обрамлении своих творений. К рождению этого шедевра оказывается причастны две женщины с одной фамилией: Керн – мать, Анна Петровна, и дочь, Екатерина Ермолаевна. Первая вдохновила Пушкина на создание стихотворного шедевра. Вторая - Глинку на создание шедевра музыкального. ] Романс М. Глинки построен таким образом, что каждая строфа, в соответствии с ее литературным содержанием, имеет и свое музыкальное оформление. Вслушайтесь в звучание романса, и вы почувствуете это: он начинается с рассказа о былом – герой вспоминает явление ему дивного образа ; музыка фортепианного вступления звучит тихо, светло, словно мираж… В третьем куплете (третья строфа стихотворения) Глинка замечательно передает в музыке изображение «бурь порыв мятежный» : в аккомпанементе само движение становится взволнованным, аккорды звучат как учащенные удары пульса или вспышки молнии. Этот бурный эпизод сменяется – в том же куплете (в той же строфе) – эпизодом, в котором слышится музыка уже затихая, издалека («…я забыл твой голос нежный…») . Для передачи настроения «глуши» и «мрака заточенья» Глинка тоже находит замечательное по выразительности решение: аккомпанемент становится аккордовым, никаких бурных пассажей, звучание «уныло» . Восторженная тема любви в романсе звучит страстно и возбужденно, словно «биение сердца» .
Романс-небольшое музыкальное сочинение для голоса в сопровождении инструмента, написанное на стихи лирического содержания.